07.07.2007 в 14:53
Пишет девка глупая:В основном, материал для девушек, интересующихся реконструкцией)
У меня волосы не короткие, потому и заинтересовалась. А можно ли мне с распущенными-то волосами ходить? И вот что я нашла.
Женские головные уборы
читать дальшеЧасть первая. "У бабы волос долог..."
На Полтавщине раньше говорили: "Солнце плачет, когда баба светит волосом". На Вологодчине, в Белоруссии, на Украине, у русских в Сибири бытовало поверие, что без головного убора женщине нельзя выйти в сени или на двор - домовик или дворовый дедушка за волосы утащит. А старообрядцы в Забайкалье рассказывают, что свёкор мог зашибить невестку, если она затопляла печь или доила корову (оба акта священны, восходят первое - к почитанию огня, второе - коровы), не довершив свой головной убор. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, - это не только не возбранялось, - но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России.
В чём же смысл всех этих запретов и поверий? Дело в том, что у наших предков сложился целый комплекс представлений, связанных с волосами. И далеко не только у славянских народов, - вспомните хотя бы старика Хоттабыча, джинна, чья волшебная сила происходила из его бороды.
Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы.
Поверий, оберегов, связанных с волосами у славян бесчисленно. Некоторые из них живы и по сей день, часть сохранилась лишь в этнографических описаниях. Например, сегодня многие студенты, даже отвергающие суеверия, всё же не рискуют остригать волосы до окончания сессии, остерегаясь потери памяти.
Большинство молодых родителей свободных взглядов забывают о своём свободомыслии, когда дело касается первой стрижки их малыша, хотя и пытаются рационально объяснить своё поведение тем, что до исполнения ребёнку годика его лучше не стричь. И череп-то у него ещё мягкий, и луковицы волос ещё не сформировались.
Но мало кому известно, что в старину в определённые дни существовал запрет... на расчёсывание волос! И это не только на благовещенье, когда, по поверьям, "птица гнёзд не вьёт, девка кос не плетёт". На Украине причёсывались только во вторник, четверг и субботу. Особенно возбранялось данное действо в среду; в Полтавской губернии объясняли так: "У среды сорок дочек и каждая из них может вырвать по волоску". Если расчёсывать косу в пятницу, то волосы "разлетятся по двенадцати дворам, и человек заболеет". Также не чесали волосы в день чьих-либо похорон, - чтобы не облысеть.
А вот на Пасху в Витебской губернии все пожилые женщины наоборот стремились причесаться, - чтобы внуков было столько же, сколько волос на голове.
Вычески ни в коем случае нельзя было оставлять, где придётся, или бросать на землю. Поступали с ними по-разному: собирали в течение жизни в специальный мешочек, который посмертно клали в гроб под голову владельцу; затыкали в щели, зарывали в землю - иногда на перекрёстке двух дорог; некоторые сжигали. Одной из главных причин такой осторожности была опасность, что колдун может подобрать вычески и через них погубить человека, закопав волосы с соблюдением особых обрядов на кладбище, присушив к гулящей женщине и т. п. Парни и девушки также нередко использовали волосы своих избранников, чтобы обратить их внимание на себя, а свахи перед свадьбой обязательно свивали волоски жениха и невесты и сжигали с приговором: "Как эти волосы свились на веки вечные, так чтоб и молодые (назывались имена) жили, не разлучались в любви и согласии".
Детей в некоторых губерниях вообще не стригли до 7 лет - чтобы счастья не отнять. Чаще всё же бытовало ныне здравствующее утверждение, что первая стрижка производится, когда младенец достиг годовалого возраста. Это связывалось и с густотой волос (старались ещё и полнолуния дождаться, чтобы голова была полна волосами), и с боязнью приостановить развитие ребёнка ("до года стричь - язык отрезать"). Первые срезанные волосы прятали под конёк дома или затыкали за матицу.
Используются волосы и при крещении, их выстригают, закатывают в воск и бросают в купель. Раньше гадали: останется комочек на верху - дитя будет долго жить, потонет - не жилец ребенок на белом свете...
Девочки, осознав себя в мире, начинали заботиться о своих волосах: мыли их щёлоком - водой, прокипяченной с древесной золою; после мытья осторожно расчёсывали, заплетали. Если им помогала в этом бабушка, мать, старшая сестра, - ещё и приговаривала: "Расти, коса, до пояса, не вырони не волоса, расти, косынька до пят - женихи торопят!" А женщины и девушки в Сербии, чтобы ускорить рост своих волос, клали один выпавший под каблук. Также для скорейшего роста кос их подравнивали во время новолуния: как месяц быстро будет расти - так бы и косы отрастали...
Тем не менее, несмотря на бытовые запреты, связанные с волосами, существовали дни и действия, когда замужние женщины распускали волосы. Например, белорусы, переехавшие в Сибирь из Витебской губернии, утверждают, что снимали платки и распускали косы, обрабатывая на мялках лён,- чтобы он был такой же длинный и мягкий, как их волосы.
На древних браслетах и бляшках мы также видим женщин с распущенными волосами - на празднике русалий, как установили учёные. Элементы этого древнего языческого празднества сохранились в виде игр и хороводов в обрядах семицко-троицкой недели, "зелёных святок". Женские богини, такие, как Баба Яга, русалки, полевицы, самовилы, моровые девы, лихорадки также изображаются простоволосыми и косматыми в легендах и мифах славян - что явно указывает на древность такого рода причёски. Из разных губерний России, Белоруссии и Украины есть сведения этнографов об обряде опахивания села девушками и женщинами во избежание морового поветрия или Коровьей Смерти,- чудовища, пожирающего крупный рогатый скот. Повсеместно все участницы опахивания участвовали в обряде босыми, в одних исподних рубахах и с распущенными волосами. Во время родов повивальная бабушка не только распускала роженице волосы, но и советовала закусывать их при потугах, чтобы скорее освободиться от бремени. А если ребёнок рождался совсем слабым, мать должна была отрезать часть своих волос, разложить их вокруг новорожденного и сжечь. Считалось, что через такой магический огненный круг смерть не сможет подступиться к малышу.
Пожалуй, приведённых выше примеров достаточно, чтобы доказать ту важность, которую придавали волосам наши совсем недальние предки,- и в особенности волосам женским.
Часть вторая. Причёски.
Итак, у славян существовал прямо-таки культ волос. Какие же причёски были предпочтительны для девушек и женщин? О распущенных волосах мы уже говорили выше, но добавим ещё. Девушка носила волосы распущенными в торжественных случаях: на причастие в церковь, под венец, по праздникам. На похоронах родителей она тоже была "космачом". Самой же распространённой девичьей будничной,- да и праздничной - была коса. Плели её из трёх, четырёх и более прядей, украшали лентами, цветами, косниками, низанными из жемчуга и бисера. При помощи лент, - вплетая их помногу, - косу делали толще и длиннее,- если была такая необходимость. А была она вовсе не так уж редка,- в подтверждение тому обилие косметических рецептов, дошедших от наших бабушек. Мыли волосы в бане щёлоком, отварами из луковой шелухи, ромашки, крапивы, мазали и чесночным и луковым соком, сметаной, простоквашей...
Девушки из общин старообрядцев, живших в Приангарье, вплетали в свою косу, отправляясь на вечёрку, так называемый "куст": небольшой кусочек плотной ткани сворачивали в трубку, пришивали к её центру за концы большое количество разноцветных лент. Начиная плести косу, подкладывали трубку под первые пряди, и вся спина оказывалась закрыта "кустом", а с ней и коса, если девушка не могла похвастать её густотой и длиной.
Если русские девушки плели обычно одну косу (редко где - две), то в Белоруссии и на Украине - почти повсеместно две, а то и четыре (на западе Украины).
На русской свадьбе волосы невесты разделялись надвое, заплетались свахами в две косы и укладывались венком вокруг головы, сверху покрывались женским головным убором. Фактически окручивание являлось юридическим актом, после свершения которого невеста считалась женщиной, а головной убор был документом. Если кто-либо в драке или ссоре срывал с головы женщины этот её "документ", она имела право подать на обидчика в суд и заставить платить штраф за причинённый ущерб.
Девушкам, которые вне брака приживали ребёнка, окружающие запрещали "светить волосами", на Украине таких провинившихся называли "покрiтками". Из отдельных губерний и от некоторых групп староверов получены сведения, что женщинам вообще запрещалось плести косы, - волосы связывались шнурками, укладывались на голове валиком, венком, "рожками". Витебские же белорусы, переселенцы в Сибирь, считают, что "бабы плятуть косы униз прядками", - в отличие от девушек, чьи пряди в косе располагаются снизу вверх.
Часть третья. Головные уборы.
Сегодня мы, как правило, с трудом можем представить себе вид головного убора, отличный от платка или шляпы, шапки. Между тем ещё в конце прошлого - начале двадцатого века многообразие женских головных уборов было поистине удивительно. С некоторыми их видами боролось духовенство, дворянство, но малоуспешно. Вспомним рассказ И. С. Тургенева "Два помещика", где один помещик - самодур решил заставить своих крепостных баб переменить безобразные, на его вкус, рогатые кички на кокошники петербуржского образца. "...И действительно, до сих пор в имениях его бабы носят кокошники... да только сверху кичек".
Интересно, что столь ненавистные дворянам рогатые головные уборы сохранились и по сей день на юге России, правда, не в современном бытовании, а в сундуках бабушек. Иногда они употребляются в свадебном обряде, конечно, только как дань традиции и из уважения к старикам. Чаще же всего современные девушки-невесты сопротивляются свадебным обрядам, считают унизительным для себя надеть на голову платок или иной убор, мести сор и т.п. Естественно, причина такого поведения очень глубокая: культура предков не была нам передана, связь поколений нарушилась, воспитание было передано идеологической системе, в чьи планы не входило растить детей в духе уважения к старшим, к традициям собственного народа.
Рис. 1,2. Девичья "коруна" Олонецкой губ. (Русский музей) и девичий головодец Тамбовской губ. (Русский музей)
Раз уж мы заговорили о девушках-невестах, рассмотрим подробнее сведения об их головных уборах. Обычный в добрачное время девичий головной убор называется по-разному: общеизвестные венок, повязка, лента, украинские стрiчка, лубок, карабуля, северорусские почёлок, связка, перевязка, венец, коруна, головодец, грибки, голощинка, рефеть, красота, южновеликорусская тканка. Форма его - круг или полукруг с завязками на затылке, высота различная в зависимости от местности и материала. Последний довольно разнообразен: береста, картон, лента, сложенный в несколько рядов платок, парча, ткани с вышивкой, стеклярус, драгоценные камни, металл, проволочка, жемчуг, бисер и т. п. (рис. 1, 2).
У белорусов основой девичьего венка были стенки старого ситечка, обтянутые холстом, а сверху нарядной тканью. В будни и праздники такой "вянок" украшений не имел, а на свадьбе весь снаружи украшался цветами, а сзади к нему ещё и пришивал ленты.
Особенно нарядные уборы невест у русских называются рефиль, рефетка, нижутся жемчугом, камешками, а на лоб пришивается сетка из белого бисера, жемчуга, стекляруса, которая нередко спускается ниже бровей. Эта сетка называется поднизью, ряской.
Конечно, венок на девичьей голове - это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг - это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье - вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Потерявшая невинность, она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.
Венок - из искусственных цветов, ниток - нередко одевали на шляпу жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить - сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.
Свадебные венки никогда не выбрасывались. Их зашивали в подушку невесте, клали в колыбель ребёнка наряду с куколкой, доили сквозь него молоко у заболевшей коровы. Приведя корову после случки, её заставляли переступить через свадебный венок. Уходящему на войну сыну мать давала свой венок как амулет от пуль. Итак, на свадьбе, после переплетения её кос на две, молодая получала головной убор. Нередко он доставался ей от матери, иногда его на просватаньи выторговывали у жениха, порой его снимала со своей головы и через сваху передавала невестке свекровь. Песни, которые пелись во время окручивания, очень длинные. И не только потому, что длинными были девичьи косы. Нередко не менее длинным был перечень отдельных частей убора молодой женщины. Например, сорока Дмитриевского уезда Курской области насчитывала до... 45 частей!
Если серьёзно заняться обзором происхождения и видов восточнославянских головных уборов, мы рискуем размахнуться на объём увесистой монографии. Но это не наша задача, как не наша задача и разбираться в спорах исследователей насчёт различных гипотез о происхождении, взаимоотношении и т.п. женских головных уборов Восточной Европы. Мы воспользуемся классификацией Д. К. Зеленина, данной в его работе "Женские головные уборы восточных (русских) славян".
Итак, выдающийся русский учёный-этнограф выделяет три основных типа головных женских уборов.
Первый восходит к праславянской намётке - головном полотенце, о котором мы ещё будем говорить - соединённой с простой перевязкой волос и оберегом-рогами. Постепенно изменяясь, убор этот превратился в великорусскую сороку, а сорока, в свою очередь, в кокошник. Ниже мы рассмотрим некоторые типы и виды сорок и кокошников.
Второй тип восточнославянского убора восходит к сетке для собирания волос; у русских и белорусов он бытует под названием повойник, у украинцев - очипок, мало различаясь внешне.
К третьему типу относятся заимствованные под влиянием моды у других народов шапки и однорогие головные уборы, оказавшие влияние на "родные" для славян кокошники и уборы. Нас интересуют, в основном, два первых типа, хотя, возможно, что рогатые уборы когда-то и были славянами заимствованы у других народов.
Итак, что же такое намётка? Это общий для всех славян головной убор, состоящий из длинного полотна и когда-то закрывавший лицо женщины. Исследователи застали немало форм бытования намитки в чистом виде - как сложенного в 5-6 рядов длинного полотна (на концах 2-3 красных полосы или узорное ткачество, вышивка красным цветом), повязанного вокруг головы различными способами. Названий у намётки множество: украинские перемiтка, намiтка, намiтец, серпанок, рантух, склендячка; белорусские намётка, обмётка; русские убрус, полотенце, ширинка, подширье, фата, гомылька.
Рис. 3. Украинская намитка с севера волыни. (Русский музей)
Общим же для восточных славян является кибалка. Наибольшее распространение получила кибалка, соединённая с рогами. Неудивительно, что мало кому известно это название. Моду на рогатые головные уборы нельзя назвать общеславянской. Но идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. Рога - это прежде всего защита молодухи, матери, ребёнка от злых сил, они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.
Лучше всего двурогие головные уборы сохранились на юге России под названием кичка, рога. Из двух главных разновидностей этого убора в одной рога торчат кверху, в другой - обращены остриями назад.
Рис. 4. Рогатая кичка налево - донской казачки (по фото 1778 г.), направо - некрасовской казачки (по фото 1895 г.).
Рис. 5. Налево - "кичка" Обоянского уезда курской губ. (вид сверху), направо - "рожки" Дмитриевского уезда Курской губ. (сзади).
Первую форму учёные признают древнейшей. Рога делались из дерева или плотно настежённого холста, сверху на них одевалась выкроенная по ним сорока. Именно с такой кичкой воевали священники и помещики.
В простейшем же виде кибалка представляет собой обруч, у русских - незамкнутый сзади. Сверху обруч обшивался тканью.
Рис. 6. Белорусский "лямец" Мозырского уезда Минской губ. (Русский музей).
Корень слова "кибалка", по-видимому, турецкий, оно родственно с "кибиткой" и обозначает в этом случае деревянную дугу, дуги, покрытые тканью. Наверняка кибалка развилась из простой перевязки волос, или собственно из рогов и только унаследовала функцию перевязки волос. Кибалка - только основа для убора, в каком бы виде она не бытовала. Названия её: украинские кибалка, шбалка, хомевка, хомля; русские кичка, рога, колотовка, сдериха, шамшура, кибола; Белорусские кишечка, тканица, лямец, капица, кибалка. Сверху на неё обязательно надевается сорока.
Сорока - общерусский головной убор. Лучше всего на начало XX века она сохранилась у женщин на юге России. На севере её почти повсеместно заменили кокошником, прежде бывшем в дворянском употреблении (до Петра). Сорока - это особым образом вышитый, обязательно украшенный вышивкой кусок ткани.
Рис. 7. Сорока Данковского уезда Курской губ. (Русский музей).
Рис. 8. Сорока нижнедевицкого уезда Воронежской губ.
Среди частей сороки есть именуемые "крыльями" и "хвостом", однако нет уверенности, что название восходит к птице сороке. Тем не менее, вполне возможно, что сорока-белобока и послужила прототипом названия убора: у шведов женский чепец называется kraka (ворона), а происхождение имени кокошника, бесспорно, птичье. Но нельзя не принимать во внимание, что сорока, сорочка - ещё и название рубахи, и жемчужного воротника этой рубахи, пристёгивавшегося сверху. Во многих же местах сорокой называются именно вышитые, вызолоченные части верхнего голоного убора.
Особой отличительной частью кокошника является наличие гребня, связывающее его с петухом и курицей. Происходит он из сороки, у которой отдельные рожки были соединены перекладиной-князьком и постепенно осмыслились как гребень. Главные типы кокошника различаются положением гребня.
Рис. 9, 10. "Златоглав" великоруссов Грайворонского уезда Курской губ. и кокошник Обоянского уезда Курской губ. (сзади)
Рис 11, 12. Кокошник Дмитровского уезда Московской губ. (с рис. 1850 г. из Архива Географического Общзества) и кокошник Арзамасского уезда нижегородской губ. (Русский Музей).
Первый тип (рис. 9) - гребень расположен поперёк головы. Второй тип (рис. 10) - южнорусский, два гребня поперёк головы. Третий тип (рис. 11) - очень редкий, гребень вдоль головы. Четвёртый тип (рис. 12) - треугольный гребень, сохранился только на севере России на территории Суздальско-Владимирской колонизации: Нижний Новгород, Кострома, Казань, Пермь (частично)
К сороке обязательно, а к кокошнику не всегда полагался позатыльник - особое украшение из ткани на жёсткой основе, закрывавшее затылок, разной величины.
Рис 13. Позатылень к сороке, Димтриевского уезда Курской губ.
Все Вышеописанные головные уборы с течением времени стали праздничными. В будни же волосы убирали более простым повойником, имевшим один покрой, но разные названия: русские повой, волосник, сборник, чепчик, чехол, шлык, полетушка; украинские очипок, чепик, чипець; белорусские чап, коптур. Покрой его носит черты древности, очень прост, делается чепец из одного куска ткани.
Рис. 14. Украинский очiпок Валковского уезда Харьковской губ.
В дальнейшем простейший покрой усложняется, на севере России превращаясь в моршень, шамшуру, борушку. Он заменяет кокошник на территории, где преобладала Новгородская колонизация: Архангельск, Вологда, Вятка, отчасти Пермский край. Сзади он сохранил вздержку, что резко отличает его от кокошника.
Рис. 15. Повойник Вологодская губ.
Даже самые нарядные очипки и повойники покрываются платком, сохраняя память о том, что убор этот был нижним. Только у Витебских белорусов, если коптур сшит из нарядной ткани, он представляет праздничный убор без покрытия его сверху платком или намёткой.
Итак, мы рассмотрели все основные виды головных уборов наших прабабушек. Естественно, что бабушки носят совсем иные уборы. В Сибири в конце XIX века повсеместно были распространены платки. Кокошники и шамшуры имелись далеко не у всех, а вот повойник обязательно использовался под платком. По нашим сведениям и по материалам ОГИК музея в Крутинском районе бытовали шамшуры в виде круглых шапочек с твёрдым дном, вышитые серебром и золотом. Лобная, височная и затылочная часть ничем не укрывались, т. к. сверху на них ложилась полоса ткани или сложенный в ленту платок. В селе Крестики Оконешниковского района женщины из ткани свивали "обручок", сшивали валик в кольцо, одевали на волосы, а сверху повязывали платок концами назад. Надо сказать, что мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в 18--19 веке из Германии, а образ славянки как "Алёнушки в платочке" с таким способом повязки сформировался уже в XX веке.
У большинства старожилов Омской области невесте, по переплетении кос, укладывали их поперечным гребешком на голове, а сверху навязывали косынку "фальжонку", чаще всего кружевную. Таким образом, волосы открывались у женщин всё больше. У казачек в Сибири головной убор представляет уже украшенную сетку или мешочек из ткани, который одевался и накалывался на узел волос, укреплённый на затылке. Только староверы продолжали сохранять головные уборы в более-менее неизменном виде; тем не менее, трансформация происходила и у них, и вместо собственно уборов стали использоваться платки, повязанные или сложенные особым образом сверху на кичку, повойник, другой платок.
Материалы по головным уборам восточнославянских женщин настолько богаты, что мы даже не пытаемся претендовать на всеохватность темы. Так, выпускаем мы интереснейший вопрос о символах, вышиваемых на головных уборах, о различии тех же повойников у молодых, пожилых и старых женщин и др. Тем не менее, позволим себе надеяться, что наши усилия по созданию этой статьи окажутся полезными всем, кто интересуется историей и культурой России.
ссылка
URL записиУ меня волосы не короткие, потому и заинтересовалась. А можно ли мне с распущенными-то волосами ходить? И вот что я нашла.
Женские головные уборы
читать дальшеЧасть первая. "У бабы волос долог..."
На Полтавщине раньше говорили: "Солнце плачет, когда баба светит волосом". На Вологодчине, в Белоруссии, на Украине, у русских в Сибири бытовало поверие, что без головного убора женщине нельзя выйти в сени или на двор - домовик или дворовый дедушка за волосы утащит. А старообрядцы в Забайкалье рассказывают, что свёкор мог зашибить невестку, если она затопляла печь или доила корову (оба акта священны, восходят первое - к почитанию огня, второе - коровы), не довершив свой головной убор. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, - это не только не возбранялось, - но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России.
В чём же смысл всех этих запретов и поверий? Дело в том, что у наших предков сложился целый комплекс представлений, связанных с волосами. И далеко не только у славянских народов, - вспомните хотя бы старика Хоттабыча, джинна, чья волшебная сила происходила из его бороды.
Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы.
Поверий, оберегов, связанных с волосами у славян бесчисленно. Некоторые из них живы и по сей день, часть сохранилась лишь в этнографических описаниях. Например, сегодня многие студенты, даже отвергающие суеверия, всё же не рискуют остригать волосы до окончания сессии, остерегаясь потери памяти.
Большинство молодых родителей свободных взглядов забывают о своём свободомыслии, когда дело касается первой стрижки их малыша, хотя и пытаются рационально объяснить своё поведение тем, что до исполнения ребёнку годика его лучше не стричь. И череп-то у него ещё мягкий, и луковицы волос ещё не сформировались.
Но мало кому известно, что в старину в определённые дни существовал запрет... на расчёсывание волос! И это не только на благовещенье, когда, по поверьям, "птица гнёзд не вьёт, девка кос не плетёт". На Украине причёсывались только во вторник, четверг и субботу. Особенно возбранялось данное действо в среду; в Полтавской губернии объясняли так: "У среды сорок дочек и каждая из них может вырвать по волоску". Если расчёсывать косу в пятницу, то волосы "разлетятся по двенадцати дворам, и человек заболеет". Также не чесали волосы в день чьих-либо похорон, - чтобы не облысеть.
А вот на Пасху в Витебской губернии все пожилые женщины наоборот стремились причесаться, - чтобы внуков было столько же, сколько волос на голове.
Вычески ни в коем случае нельзя было оставлять, где придётся, или бросать на землю. Поступали с ними по-разному: собирали в течение жизни в специальный мешочек, который посмертно клали в гроб под голову владельцу; затыкали в щели, зарывали в землю - иногда на перекрёстке двух дорог; некоторые сжигали. Одной из главных причин такой осторожности была опасность, что колдун может подобрать вычески и через них погубить человека, закопав волосы с соблюдением особых обрядов на кладбище, присушив к гулящей женщине и т. п. Парни и девушки также нередко использовали волосы своих избранников, чтобы обратить их внимание на себя, а свахи перед свадьбой обязательно свивали волоски жениха и невесты и сжигали с приговором: "Как эти волосы свились на веки вечные, так чтоб и молодые (назывались имена) жили, не разлучались в любви и согласии".
Детей в некоторых губерниях вообще не стригли до 7 лет - чтобы счастья не отнять. Чаще всё же бытовало ныне здравствующее утверждение, что первая стрижка производится, когда младенец достиг годовалого возраста. Это связывалось и с густотой волос (старались ещё и полнолуния дождаться, чтобы голова была полна волосами), и с боязнью приостановить развитие ребёнка ("до года стричь - язык отрезать"). Первые срезанные волосы прятали под конёк дома или затыкали за матицу.
Используются волосы и при крещении, их выстригают, закатывают в воск и бросают в купель. Раньше гадали: останется комочек на верху - дитя будет долго жить, потонет - не жилец ребенок на белом свете...
Девочки, осознав себя в мире, начинали заботиться о своих волосах: мыли их щёлоком - водой, прокипяченной с древесной золою; после мытья осторожно расчёсывали, заплетали. Если им помогала в этом бабушка, мать, старшая сестра, - ещё и приговаривала: "Расти, коса, до пояса, не вырони не волоса, расти, косынька до пят - женихи торопят!" А женщины и девушки в Сербии, чтобы ускорить рост своих волос, клали один выпавший под каблук. Также для скорейшего роста кос их подравнивали во время новолуния: как месяц быстро будет расти - так бы и косы отрастали...
Тем не менее, несмотря на бытовые запреты, связанные с волосами, существовали дни и действия, когда замужние женщины распускали волосы. Например, белорусы, переехавшие в Сибирь из Витебской губернии, утверждают, что снимали платки и распускали косы, обрабатывая на мялках лён,- чтобы он был такой же длинный и мягкий, как их волосы.
На древних браслетах и бляшках мы также видим женщин с распущенными волосами - на празднике русалий, как установили учёные. Элементы этого древнего языческого празднества сохранились в виде игр и хороводов в обрядах семицко-троицкой недели, "зелёных святок". Женские богини, такие, как Баба Яга, русалки, полевицы, самовилы, моровые девы, лихорадки также изображаются простоволосыми и косматыми в легендах и мифах славян - что явно указывает на древность такого рода причёски. Из разных губерний России, Белоруссии и Украины есть сведения этнографов об обряде опахивания села девушками и женщинами во избежание морового поветрия или Коровьей Смерти,- чудовища, пожирающего крупный рогатый скот. Повсеместно все участницы опахивания участвовали в обряде босыми, в одних исподних рубахах и с распущенными волосами. Во время родов повивальная бабушка не только распускала роженице волосы, но и советовала закусывать их при потугах, чтобы скорее освободиться от бремени. А если ребёнок рождался совсем слабым, мать должна была отрезать часть своих волос, разложить их вокруг новорожденного и сжечь. Считалось, что через такой магический огненный круг смерть не сможет подступиться к малышу.
Пожалуй, приведённых выше примеров достаточно, чтобы доказать ту важность, которую придавали волосам наши совсем недальние предки,- и в особенности волосам женским.
Часть вторая. Причёски.
Итак, у славян существовал прямо-таки культ волос. Какие же причёски были предпочтительны для девушек и женщин? О распущенных волосах мы уже говорили выше, но добавим ещё. Девушка носила волосы распущенными в торжественных случаях: на причастие в церковь, под венец, по праздникам. На похоронах родителей она тоже была "космачом". Самой же распространённой девичьей будничной,- да и праздничной - была коса. Плели её из трёх, четырёх и более прядей, украшали лентами, цветами, косниками, низанными из жемчуга и бисера. При помощи лент, - вплетая их помногу, - косу делали толще и длиннее,- если была такая необходимость. А была она вовсе не так уж редка,- в подтверждение тому обилие косметических рецептов, дошедших от наших бабушек. Мыли волосы в бане щёлоком, отварами из луковой шелухи, ромашки, крапивы, мазали и чесночным и луковым соком, сметаной, простоквашей...
Девушки из общин старообрядцев, живших в Приангарье, вплетали в свою косу, отправляясь на вечёрку, так называемый "куст": небольшой кусочек плотной ткани сворачивали в трубку, пришивали к её центру за концы большое количество разноцветных лент. Начиная плести косу, подкладывали трубку под первые пряди, и вся спина оказывалась закрыта "кустом", а с ней и коса, если девушка не могла похвастать её густотой и длиной.
Если русские девушки плели обычно одну косу (редко где - две), то в Белоруссии и на Украине - почти повсеместно две, а то и четыре (на западе Украины).
На русской свадьбе волосы невесты разделялись надвое, заплетались свахами в две косы и укладывались венком вокруг головы, сверху покрывались женским головным убором. Фактически окручивание являлось юридическим актом, после свершения которого невеста считалась женщиной, а головной убор был документом. Если кто-либо в драке или ссоре срывал с головы женщины этот её "документ", она имела право подать на обидчика в суд и заставить платить штраф за причинённый ущерб.
Девушкам, которые вне брака приживали ребёнка, окружающие запрещали "светить волосами", на Украине таких провинившихся называли "покрiтками". Из отдельных губерний и от некоторых групп староверов получены сведения, что женщинам вообще запрещалось плести косы, - волосы связывались шнурками, укладывались на голове валиком, венком, "рожками". Витебские же белорусы, переселенцы в Сибирь, считают, что "бабы плятуть косы униз прядками", - в отличие от девушек, чьи пряди в косе располагаются снизу вверх.
Часть третья. Головные уборы.
Сегодня мы, как правило, с трудом можем представить себе вид головного убора, отличный от платка или шляпы, шапки. Между тем ещё в конце прошлого - начале двадцатого века многообразие женских головных уборов было поистине удивительно. С некоторыми их видами боролось духовенство, дворянство, но малоуспешно. Вспомним рассказ И. С. Тургенева "Два помещика", где один помещик - самодур решил заставить своих крепостных баб переменить безобразные, на его вкус, рогатые кички на кокошники петербуржского образца. "...И действительно, до сих пор в имениях его бабы носят кокошники... да только сверху кичек".
Интересно, что столь ненавистные дворянам рогатые головные уборы сохранились и по сей день на юге России, правда, не в современном бытовании, а в сундуках бабушек. Иногда они употребляются в свадебном обряде, конечно, только как дань традиции и из уважения к старикам. Чаще же всего современные девушки-невесты сопротивляются свадебным обрядам, считают унизительным для себя надеть на голову платок или иной убор, мести сор и т.п. Естественно, причина такого поведения очень глубокая: культура предков не была нам передана, связь поколений нарушилась, воспитание было передано идеологической системе, в чьи планы не входило растить детей в духе уважения к старшим, к традициям собственного народа.
Рис. 1,2. Девичья "коруна" Олонецкой губ. (Русский музей) и девичий головодец Тамбовской губ. (Русский музей)
Раз уж мы заговорили о девушках-невестах, рассмотрим подробнее сведения об их головных уборах. Обычный в добрачное время девичий головной убор называется по-разному: общеизвестные венок, повязка, лента, украинские стрiчка, лубок, карабуля, северорусские почёлок, связка, перевязка, венец, коруна, головодец, грибки, голощинка, рефеть, красота, южновеликорусская тканка. Форма его - круг или полукруг с завязками на затылке, высота различная в зависимости от местности и материала. Последний довольно разнообразен: береста, картон, лента, сложенный в несколько рядов платок, парча, ткани с вышивкой, стеклярус, драгоценные камни, металл, проволочка, жемчуг, бисер и т. п. (рис. 1, 2).
У белорусов основой девичьего венка были стенки старого ситечка, обтянутые холстом, а сверху нарядной тканью. В будни и праздники такой "вянок" украшений не имел, а на свадьбе весь снаружи украшался цветами, а сзади к нему ещё и пришивал ленты.
Особенно нарядные уборы невест у русских называются рефиль, рефетка, нижутся жемчугом, камешками, а на лоб пришивается сетка из белого бисера, жемчуга, стекляруса, которая нередко спускается ниже бровей. Эта сетка называется поднизью, ряской.
Конечно, венок на девичьей голове - это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг - это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье - вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Потерявшая невинность, она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.
Венок - из искусственных цветов, ниток - нередко одевали на шляпу жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить - сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.
Свадебные венки никогда не выбрасывались. Их зашивали в подушку невесте, клали в колыбель ребёнка наряду с куколкой, доили сквозь него молоко у заболевшей коровы. Приведя корову после случки, её заставляли переступить через свадебный венок. Уходящему на войну сыну мать давала свой венок как амулет от пуль. Итак, на свадьбе, после переплетения её кос на две, молодая получала головной убор. Нередко он доставался ей от матери, иногда его на просватаньи выторговывали у жениха, порой его снимала со своей головы и через сваху передавала невестке свекровь. Песни, которые пелись во время окручивания, очень длинные. И не только потому, что длинными были девичьи косы. Нередко не менее длинным был перечень отдельных частей убора молодой женщины. Например, сорока Дмитриевского уезда Курской области насчитывала до... 45 частей!
Если серьёзно заняться обзором происхождения и видов восточнославянских головных уборов, мы рискуем размахнуться на объём увесистой монографии. Но это не наша задача, как не наша задача и разбираться в спорах исследователей насчёт различных гипотез о происхождении, взаимоотношении и т.п. женских головных уборов Восточной Европы. Мы воспользуемся классификацией Д. К. Зеленина, данной в его работе "Женские головные уборы восточных (русских) славян".
Итак, выдающийся русский учёный-этнограф выделяет три основных типа головных женских уборов.
Первый восходит к праславянской намётке - головном полотенце, о котором мы ещё будем говорить - соединённой с простой перевязкой волос и оберегом-рогами. Постепенно изменяясь, убор этот превратился в великорусскую сороку, а сорока, в свою очередь, в кокошник. Ниже мы рассмотрим некоторые типы и виды сорок и кокошников.
Второй тип восточнославянского убора восходит к сетке для собирания волос; у русских и белорусов он бытует под названием повойник, у украинцев - очипок, мало различаясь внешне.
К третьему типу относятся заимствованные под влиянием моды у других народов шапки и однорогие головные уборы, оказавшие влияние на "родные" для славян кокошники и уборы. Нас интересуют, в основном, два первых типа, хотя, возможно, что рогатые уборы когда-то и были славянами заимствованы у других народов.
Итак, что же такое намётка? Это общий для всех славян головной убор, состоящий из длинного полотна и когда-то закрывавший лицо женщины. Исследователи застали немало форм бытования намитки в чистом виде - как сложенного в 5-6 рядов длинного полотна (на концах 2-3 красных полосы или узорное ткачество, вышивка красным цветом), повязанного вокруг головы различными способами. Названий у намётки множество: украинские перемiтка, намiтка, намiтец, серпанок, рантух, склендячка; белорусские намётка, обмётка; русские убрус, полотенце, ширинка, подширье, фата, гомылька.
Рис. 3. Украинская намитка с севера волыни. (Русский музей)
Общим же для восточных славян является кибалка. Наибольшее распространение получила кибалка, соединённая с рогами. Неудивительно, что мало кому известно это название. Моду на рогатые головные уборы нельзя назвать общеславянской. Но идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. Рога - это прежде всего защита молодухи, матери, ребёнка от злых сил, они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.
Лучше всего двурогие головные уборы сохранились на юге России под названием кичка, рога. Из двух главных разновидностей этого убора в одной рога торчат кверху, в другой - обращены остриями назад.
Рис. 4. Рогатая кичка налево - донской казачки (по фото 1778 г.), направо - некрасовской казачки (по фото 1895 г.).
Рис. 5. Налево - "кичка" Обоянского уезда курской губ. (вид сверху), направо - "рожки" Дмитриевского уезда Курской губ. (сзади).
Первую форму учёные признают древнейшей. Рога делались из дерева или плотно настежённого холста, сверху на них одевалась выкроенная по ним сорока. Именно с такой кичкой воевали священники и помещики.
В простейшем же виде кибалка представляет собой обруч, у русских - незамкнутый сзади. Сверху обруч обшивался тканью.
Рис. 6. Белорусский "лямец" Мозырского уезда Минской губ. (Русский музей).
Корень слова "кибалка", по-видимому, турецкий, оно родственно с "кибиткой" и обозначает в этом случае деревянную дугу, дуги, покрытые тканью. Наверняка кибалка развилась из простой перевязки волос, или собственно из рогов и только унаследовала функцию перевязки волос. Кибалка - только основа для убора, в каком бы виде она не бытовала. Названия её: украинские кибалка, шбалка, хомевка, хомля; русские кичка, рога, колотовка, сдериха, шамшура, кибола; Белорусские кишечка, тканица, лямец, капица, кибалка. Сверху на неё обязательно надевается сорока.
Сорока - общерусский головной убор. Лучше всего на начало XX века она сохранилась у женщин на юге России. На севере её почти повсеместно заменили кокошником, прежде бывшем в дворянском употреблении (до Петра). Сорока - это особым образом вышитый, обязательно украшенный вышивкой кусок ткани.
Рис. 7. Сорока Данковского уезда Курской губ. (Русский музей).
Рис. 8. Сорока нижнедевицкого уезда Воронежской губ.
Среди частей сороки есть именуемые "крыльями" и "хвостом", однако нет уверенности, что название восходит к птице сороке. Тем не менее, вполне возможно, что сорока-белобока и послужила прототипом названия убора: у шведов женский чепец называется kraka (ворона), а происхождение имени кокошника, бесспорно, птичье. Но нельзя не принимать во внимание, что сорока, сорочка - ещё и название рубахи, и жемчужного воротника этой рубахи, пристёгивавшегося сверху. Во многих же местах сорокой называются именно вышитые, вызолоченные части верхнего голоного убора.
Особой отличительной частью кокошника является наличие гребня, связывающее его с петухом и курицей. Происходит он из сороки, у которой отдельные рожки были соединены перекладиной-князьком и постепенно осмыслились как гребень. Главные типы кокошника различаются положением гребня.
Рис. 9, 10. "Златоглав" великоруссов Грайворонского уезда Курской губ. и кокошник Обоянского уезда Курской губ. (сзади)
Рис 11, 12. Кокошник Дмитровского уезда Московской губ. (с рис. 1850 г. из Архива Географического Общзества) и кокошник Арзамасского уезда нижегородской губ. (Русский Музей).
Первый тип (рис. 9) - гребень расположен поперёк головы. Второй тип (рис. 10) - южнорусский, два гребня поперёк головы. Третий тип (рис. 11) - очень редкий, гребень вдоль головы. Четвёртый тип (рис. 12) - треугольный гребень, сохранился только на севере России на территории Суздальско-Владимирской колонизации: Нижний Новгород, Кострома, Казань, Пермь (частично)
К сороке обязательно, а к кокошнику не всегда полагался позатыльник - особое украшение из ткани на жёсткой основе, закрывавшее затылок, разной величины.
Рис 13. Позатылень к сороке, Димтриевского уезда Курской губ.
Все Вышеописанные головные уборы с течением времени стали праздничными. В будни же волосы убирали более простым повойником, имевшим один покрой, но разные названия: русские повой, волосник, сборник, чепчик, чехол, шлык, полетушка; украинские очипок, чепик, чипець; белорусские чап, коптур. Покрой его носит черты древности, очень прост, делается чепец из одного куска ткани.
Рис. 14. Украинский очiпок Валковского уезда Харьковской губ.
В дальнейшем простейший покрой усложняется, на севере России превращаясь в моршень, шамшуру, борушку. Он заменяет кокошник на территории, где преобладала Новгородская колонизация: Архангельск, Вологда, Вятка, отчасти Пермский край. Сзади он сохранил вздержку, что резко отличает его от кокошника.
Рис. 15. Повойник Вологодская губ.
Даже самые нарядные очипки и повойники покрываются платком, сохраняя память о том, что убор этот был нижним. Только у Витебских белорусов, если коптур сшит из нарядной ткани, он представляет праздничный убор без покрытия его сверху платком или намёткой.
Итак, мы рассмотрели все основные виды головных уборов наших прабабушек. Естественно, что бабушки носят совсем иные уборы. В Сибири в конце XIX века повсеместно были распространены платки. Кокошники и шамшуры имелись далеко не у всех, а вот повойник обязательно использовался под платком. По нашим сведениям и по материалам ОГИК музея в Крутинском районе бытовали шамшуры в виде круглых шапочек с твёрдым дном, вышитые серебром и золотом. Лобная, височная и затылочная часть ничем не укрывались, т. к. сверху на них ложилась полоса ткани или сложенный в ленту платок. В селе Крестики Оконешниковского района женщины из ткани свивали "обручок", сшивали валик в кольцо, одевали на волосы, а сверху повязывали платок концами назад. Надо сказать, что мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в 18--19 веке из Германии, а образ славянки как "Алёнушки в платочке" с таким способом повязки сформировался уже в XX веке.
У большинства старожилов Омской области невесте, по переплетении кос, укладывали их поперечным гребешком на голове, а сверху навязывали косынку "фальжонку", чаще всего кружевную. Таким образом, волосы открывались у женщин всё больше. У казачек в Сибири головной убор представляет уже украшенную сетку или мешочек из ткани, который одевался и накалывался на узел волос, укреплённый на затылке. Только староверы продолжали сохранять головные уборы в более-менее неизменном виде; тем не менее, трансформация происходила и у них, и вместо собственно уборов стали использоваться платки, повязанные или сложенные особым образом сверху на кичку, повойник, другой платок.
Материалы по головным уборам восточнославянских женщин настолько богаты, что мы даже не пытаемся претендовать на всеохватность темы. Так, выпускаем мы интереснейший вопрос о символах, вышиваемых на головных уборах, о различии тех же повойников у молодых, пожилых и старых женщин и др. Тем не менее, позволим себе надеяться, что наши усилия по созданию этой статьи окажутся полезными всем, кто интересуется историей и культурой России.
ссылка