Наша жизненная позиция, навыки и привыч­ки были заложены в нас до семи лет.

«Мне нужны инициативные, энергичные и трудо­любивые сотрудники», – за чашкой кофе расска­зывает подруга и в то же время грубо одёргивает своего пятилетнего сына, который интереса ради встал на четвереньки и рассматривает колёсики кресла.

Мама даже не задумывается о том, что её реплика относительно сына гораздо менее уместна, чем по­ведение малыша, сидящего на полу в дорогом рес­торане и крутящего колёсико. Может быть, в этот момент мальчик был в шаге от великого открытия. Ведь мы не знаем, о чём он думал.

У детей до 7 лет не развита логика, зато жажда познания и наблюдательность колос­сальная.

Никогда ваш ребёнок не будет настолько внима­тельно слушать и смотреть, как в этот период. Ва­ше мимоходом брошенное замечание, недовольст­во или необоснованный упрёк может серьёзно по­влиять на траекторию его судьбы. «Не лезь», «не трогай», «отстань», «не твоё дело», «вырастешь – поймёшь». Если вы говорите своему малышу такие слова, даже не надейтесь, что он вырастет любоз­нательным и успешным человеком.

Чем больше ребёнок задаёт вопросов, тем меньше нужно переживать за его будущее.

Интерес к жизни – это привычка, которую он выра­батывает, если ему позволяют удовлетворять лю­бопытство. «А что за той дверью?», «а что под тем стульчиком?», «а как работает это устройство?» – чем больше ребёнок задает вопросов, тем меньше нужно переживать за его будущее.

Создайте ему пространство в квартире, убрав все дорогие и опасные вещи. И пусть ваш малыш стро­ит шалаши, открывает иные миры и эксперименти­рует с подручными средствами. Если вы ему дава­ли достаточно свободы и оказывали необходимую поддержку, вам не придётся судорожно выбирать для него будущую профессию. Он сам поймёт, для чего рождён. Потому что в своих играх и фантази­ях побывал в разных ролях.

Многие родители, особенно состоятельные, увере­ны: чтобы ребёнок был счастливым, его нужно по максимуму окружить заботливыми нянечками, вос­питателями, водителями. Я регулярно наблюдаю картину, как соседская няня расчищает дорогу уже весьма взрослому ребёнку.

Для его будущего было бы гораздо полезнее на­учиться делать это самому, даже если пришлось бы в первый раз получить веткой по голове. Вас, наверное, это удивит, но правда в том, что не об­разование в престижном вузе помогает нам доби­ваться наших целей, а тот опыт, который мы полу­чили в глубоком детстве, сражаясь со смешными, но очень важными препятствиями.

Воспитание всегда конъюнктурно. Во времена цар­ской России в разделённом на сословия обществе детей с рождения готовили к роли, которую они в нём займут. Затем в советское время отцам нации надо было вырастить среднестатистического граж­данина, способного в случае чего на самопожерт­вование во имя родины.

В постперестроечные времена с воспитанием как-то массово не заладилось: старая система уже бы­ла разрушена, а новую не построили. Дети были предоставлены по большей части самим себе и ули­це. Им не хватало любви и внимания, равно как их родителям денег и стабильности.

Сейчас мы живём в глобальном мире. Успешными в нём становятся энергичные и яркие люди, умею­щие находить свой уникальный путь. Продвину­тые родители стремятся подготовить ребёнка к взрослой жизни. Для этого они берутся за раннее развитие своих детей, наивно полагая, что это уме­ние читать, писать и рисовать. На самом же деле у дошкольника не развито полушарие, отвечающее за логику. У него до 7 лет работает та часть мозга, которая отвечает за ощущения и целостное вос­приятие мира.

Когда малыша не тюкают и не поучают, а предо­ставляют огромное поле для экспериментов, он на­рабатывает жизненный опыт и позитивные навы­ки. С этим фундаментом человек живёт всю жизнь, строит общество, цивилизацию. Чтобы по­нять, какой Украина будет через 20 лет, посмотри­те на своих детей.