Художественное описание застолья как особая тема вошло в литературу лишь в XVIII в., особенно ярко и выразительно прозвучав в творчестве Г.Р. Державина.
Между тем и значительно раньше тема эта не была чужда древнерусским книжниками древнерусскому изобразительному искусству. Достаточно вспомнить описания княжеских пиров и монастырских трапез в рукописях XVI и XVII вв., изображения их в лицевых летописных сводах и житийных памятниках...Для становления этой тематики безусловно имели значение также и некоторые произведения деловой письменности... Рукопись озаглавлена "Устав Кирилова монастыря и Обиход братцкой естве во владычни и богородицины празники, и в воскресения Христова, и в нарочитых святых, и во обычныя дни и во весь год". Написана на рубеже XVI и XVII вв. Вторая статья "Обиход братцкой естве".
Основную и наиболее интересную часть составляет последовательный календарный указатель - перечень кушаний, которые должны ставиться в трапезе день ото дня на протяжении всего года. В этом своеобразном меню зачастую указаны и норма выдачи хлеба, и порции тех или иных блюд, и допустимая замена одних кушаний другими.
"Государской корм большеи: рыба свежая в сковородах, да по блюдом двоя добрая со зваром из горчицею, да колачи белые не в меру, да масленое обое; пироги одны со яицы да с перцем, а другие с сыром, - по пирогу обоих, да оладьи с медом по две, да квас доброи медвен"...
Основным и почти ежедневным "варивом" в монастыре были "шти", приготовление которых составляло обязанность "штевара". Для щей употреблялись капуста (свежая или квашеная), борщ - на "шти борщовые" (вероятно, свекла, заквашенная отдельно или вместе с капустой) и "кислица" (т.е. дикорастущий щавель). В щи добавлялись чеснок и лук, масло (конопляное или льняное), иногда снетки, а в скоромные днико щам подавалось по 2 вареных яйца. Вторым по частоте приготовления "варивом" был "горох цыженой" - он сдабривался перцем. Значительно режев рукописи упоминается лапша (в качестве первого, а возможно и второго блюда).
Вслед за "варивом" подавалась на стол "другая ества". В обычные дни это были кашииз различных круп (овсяной, гречневой, ячневой, пшенной) или "горох битой" (раздробленный и разваренный в виде каши). В праздники каша варилась на молоке или на ухе, крутую гречневую кашу иногда ели с маковым молоком, на сырной неделе готовили "кашу с сыром" (т.е. с творогом).
В праздники и в дни с богатыми "кормами" на трапезе обязательно подавали рыбу. Излюбленными были 2 кушанья: "рыба свежая в сковородах" (печеная) и "рыба по блюдом со зваром" (отварная, розданная, с добавлением ухи), к ней полагались горчица, перец или хрен. Рыба жареная упомянута в рукописи лишь 2 раза. Рыба просольная, употреблялась тоже в отварном виде, кроме "сельди переяславской". Из мелкой рыбешки и из осетровых голов приготовлялся "тавранчюк" в сковородах. В великий пост по всем субботам и в воскресные дни трапеза дополнялась "икрой черной с луком" и "икрой красной сиговой с перцем".
Овощные блюда были редки - встречается только "морковь или репа с маслом" летом и осенью. Зато на протяжении всего года часты указания: "а на обмену огурцы" (соленые огурцы были, очевидно, приятной заменой приедающихся пресных кушаний и даже калачей). А вот свежими огурцами братию кормили только в успенский пост: в понедельник, среду и пятницу этих двух недель их подавали "с медом" и даже "не в меру" и к тому же ставили на стол патоку "по ставцем".