Что говорит Тора о неевреях?Иудаизму чуждо миссионерство. Тора говорит, что человек может полностью выполнить свое предназначение без перехода в еврейство, сохраняя верность своему народу и выполняя законы, данные всему человечеству.
Что это за законы? Они называются
Семью заповедями сыновей Ноаха, по имени одного из праотцев человечества (в русской версии - Ноя), уцелевшего вместе с семьей во время Всемирного потопа и впервые получившего эти законы от Самого Творца. Устная традиция сохранила их для нас, а мудрецы показали, как их можно вывести из полученной позже Торы.
Вот что по этому поводу сказал великий Рамбам (Маймонид):
"Каждый человек из среды других народов, который, признавая Семь заповедей, старается их выполнять, относится к категории праведников, и ему уготована доля в Мире Грядущем".Из Устной Торы мы также знаем, что нееврей, скрупулезно соблюдающий Семь законов сыновей Ноаха, способен возвыситься до уровня еврейского первосвященника, который скрупулезно выполняет 613 заповедей.
Но конкретно о каких Семи заповедях идет речь? Для начала скажем, что перед нами не просто законы, а семь фундаментальных морально-философских и юридических категорий, охватывающих более ста разных заповедей. Все они, как правило, обязательны и для евреев. (Ведь они тоже происходят от Ноаха.) Поэтому ознакомиться с ними будет полезно евреям и неевреям.
Сначала перечислим эти Семь заповедей:
1) запрет идолопоклонства;
2) запрет богохульства;
3) запрет убийства;
4) запрет воровства;
5) запрет разврата;
6) запрет есть от живого существа;
7) повеление творить правосудие.Запрет идолопоклонства1. Заповедь означает принятие монотеизма. Ее суть не только в безусловном признании Единого Б-га, сотворившего и постоянно поддерживающего всю Вселенную. Здесь присутствует еще один важный аспект: надо четко осознавать, что все существующее является Б-жественным проявлением. В мире нет ничего кроме Б-га!
Большинство современных образованных неевреев (впрочем, как и евреев) придерживаются, по существу, нео-языческого мировоззрения, поскольку признают существование множества сил и стихий. Даже тот, кто говорит, что Всевышний - Один, подразумевает зачастую нечто иное: да, Создатель реально существует, но наряду с Ним есть и самостоятельно существующая Вселенная, которой Он управляет. Тем самым утверждается наличие не одного, а двух отдельных начал, что противоречит доктрине монотеизма.Запрет богохульства2. В этой заповеди заложен глубокий философский и практический смысл. Почему некоторые люди хулят Б-га? Иногда потому, что они терпят неудачу в своих делах: пытаются что-то сделать, но у них не получается... Вы спрашиваете - какая связь? Очень простая. Неудачнику кажется, будто весь мир настроен против него, лишая его заслуженных благ и постоянно обижая. Кто в этом виноват? Все окружающие и, в первую очередь, конечно, Б-г, Который за все несет ответственность. Такой ущемленный человек начинает обвинять Творца, хулить Его имя. Он считает себя вправе так делать, у него есть разрешение: он обижен...
Люди часто не осознают, насколько велика их свобода выбора и насколько они сами портят себе жизнь. Не желая признавать свою роль и свою ответственность, они винят Всевышнего во всех несправедливостях и упущенных возможностях. Так им легче смириться с поражением.
Некоторые придерживаются классической формулы: "Если бы Б-г существовал, Он бы этого не допустил", - имея ввиду как глобальные катастрофы, так и свои личные неприятности. Таким людям нужен не Б-г, а некий справедливый диктатор, подавляющий все дурные порывы.
Но если бы Всевышний открыто вмешивался во все наши замыслы и поступки, то не было бы свободы выбора, без которой человек превращается в запрограммированного робота и теряет Б-жественные "образ и подобие".Запрет убийства3. Как прекрасно жилось бы на свете, если бы человечество соблюдало эту заповедь! В мире перестали бы убивать евреев и неевреев, мужчин и женщин, стариков и детей. Всевышний наделяет человеческую жизнь высшей мерой святости. Однако святыни можно и нужно защищать. Поэтому остался бы один видит насильственной смерти, причем разрешенный: самооборона. Она приводит к гибели нападавшего, поэтому не считается убийством.
Оборонительная война - это тоже самооборона, только коллективная. Если суд приговаривает обвиняемого к смертной казни в строгом соответствии с законом, его также нельзя обвинить в убийстве. Расхожий принцип "подставь другую щеку" не только нереален - он просто-напросто аморален, ибо поощряет насилие и несправедливость. Особенно когда речь идет не о бытовых преступлениях, а о насилии, основанном на идеологии.Запрет воровства4. К этой категории относятся, в первую очередь, так называемые гуманитарные права, включая право на личную собственность и ее неприкосновенность.
Запрет воровства - это запрет нарушения любых прав человека, дарованных ему Всевышним. Ведь красть можно не только из кармана. Один из самых распространенных видов кражи - хищение чужого времени. Ложь тоже входит в категорию воровства, поскольку обманщик крадет у людей правильное видение мира.
Упомянем еще один важный аспект этой заповеди. Каждый человек имеет право остаться наедине с собой, побыть в одиночестве, замкнуться в своей личной сфере, куда нет доступа окружающим. Надоедать человеку в момент уединения означает не только красть его покой, но и грубо вторгаться в его личное пространство. Иногда это даже не кража, а кража со взломом.
Как видим, запрет воровства охватывает множество сторон нашего бытия, включая его философский, социальный и юридический аспекты.Запрет разврата5. Речь идет о соблюдении нравственных норм поведения. Каждый знает, что разврат и половая распущенность ведут к распаду семьи и, как следствие, подрывают устои всего общества. Но нарушение законов в первую очередь бьет по самому нарушителю. Как это понимать? Дело в том, что здесь просматривается любопытная закономерность, указывающая на прямую связь между духовным и физическим началами. Размывая нравственные границы, человек, сам того не ведая, смещает физические и физиологические барьеры. Запрет есть от живого существа6. В более широком плане речь идет о запрете на жестокость и разрушение окружающей среды. Как видим, Тора наделяет правами не только людей; она берет под свою защиту мир живой природы.
С этой заповедью связана одна необычная история, происшедшая в канадском городе Торонто. Однажды к местному раввину пришла женщина и спросила его, где можно купить кашерное мясо. Узнав, что перед ним нееврейка, раввин удивленно спросил: "Зачем вам кашерные продукты?" Женщина, объяснив, что она является членом общества "Бней Ноах", добавила: "Согласно заповеди не есть от живого существа, нам запрещено употреблять в пищу мясо животных, к разделке которых приступают до наступления их полной смерти. Кто даст мне гарантию, что на обычных бойнях корове дают умереть и лишь потом разделывают ее тушу? При убое скота по еврейским законам такая проблема не возникает".Творить правосудие7. Сюда относится не только указание иметь справедливую судебно-юридическую систему, включая запрет на самосуд, расправу без следствия и суда, но и требование оказывать социальную помощь нуждающимся.