06.12.2011 в 19:41
Пишет goldy-trf:И вот для меня наступило завтра (у меня сутки меняются после сна, а не вместе с календарными датами), и я могу написать про некоторые вещи более подробно.
Сначала - о проблеме абстрактных знаний.
Звучит громоздко, но обозначает вот что: только в младших классах школы нас обучают вещам, которые нужны в реальной жизни. Читать, писать, считать, пришивать пуговицы, клеить бумагу... Все эти вещи постоянно используются ребёнком в обычной жизни.
Чем старше становится ученик, тем больше ему приходится учить вещей, не имеющих никакой связи с практикой. Теорема о трех перпендикулярах. Закон Ома. Дата Бородинской битвы. Герундий. Формулы сокращенного умножения. Процессы окисления и восстановления - всё это, безусловно, необходимо для развития разносторонней личности и создания базы для дальнейшего обучения, но все эти знания не имеют вообще никакой связи с жизнью подростка.
Да, есть дети, увлеченно ваяют взрывчатку или пытаются рассчитать, какой величины нужен кусок материала, чтобы накрыть парник, но это скорее исключение, чем правило.
Обычному ребёнку надо знать, какой мобильник самый крутой, как залить в него музыку, где скачать крутой фильмак, как закадрить девочку/понравиться мальчику, как купить "Ягуар" или как не пить его, когда все пьют. Основной наукой для него была бы прикладная психология и социология, но такого курса в школах, как правило, нет. В результате знания и реальная жизнь начинают существовать в параллельных мирах.
Я часто сталкивалась с этим в школе. Когда начинаешь учить подростка каким-то совершенно конкретным вещам, сталкиваешься с этим феноменом. Я сначала пыталась объяснить, что и почему работает. Но быстро поняла, что если давать теорию, то для подростка эта информация попадает в раздел "знания". Значит, это нужно послушать и благополучно забыть, ибо к жизни то, что говорит взрослый, никак не относится. Поэтому я начала учить с минимумом объяснений, буквально: узел вяжется: сюда-сюда-перехлест-затянуть. Азимут: держи компас так. Дерево на какой цифре? НЛП: говоришь это, это, это.
Печаль в том, что таким образом создается паттерн.
В голове у человека постепенно закрепляется: теория мне нужна для общей эрудиции, чтобы быть культурным и развитым человеком. Чтобы поддержать беседу, быть в курсе (многие мои знакомые изучали соционику именно за этим - все об этом говорят, а я сижу как дурак и не понимаю). И психологические книжки, в том числе и прикладные, люди читают именно за этим.
Я уже говорила, что многие мои знакомые читали книгу Бетти Эдвардс о правополушарном рисовании, и сделали от ноля до двух упражнений.
На вебинаре, на который я записана (по рисованию как раз), проводили опрос среди тех, кто на него подписан, как они распоряжаются этими знаниями. Исчезающе малое количество людей ответили - делаю занятия вовремя, выкладываю результат. То есть выполняют те условия, на которых подписывались. Столько же - делаю задания вовремя, но не выкладываю результат. И большое количество - делаю некоторые или вообще не делаю, складываю в папочку для лучших времён.
Как вы знаете, потом никогда не наступает - нет такой даты в календаре. Мало кто действительно жутко занят сейчас (мама в больнице, уволилась с работы, бросил муж и т.д. ), и действительно разгребёт дела и сделает все упражнения. Большинство занято сейчас и будет занято потом, и эта папка никогда не будет открыта.
Это происходит не потому, что люди ленивы или мало мотивированы. А во многом из-за абстрактности знаний. Из-за паттерна, что знания - что-то мало связанное с жизнью, это что-то для общего развития, для красоты души. А с этим можно подождать, потому что есть жизненные проблемы...
Люди, которые хотят преодолеть этот феномен и сделать из знаний инструмент, полезный в реальной жизни, ходят на тренинги. Именно там происходит связь теории с практикой, и именно там приходит результат.
Книга Лиз Бурбо знакома многим, но именно знакома - абстрактным знанием. Про типы слышали, признаки вроде помним, даже можем типировать по ней, но для чего это, остается непонятным (как сказала одна наша клиентка: "Зачем мне на мастер-класс? Мы и так определили мои травмы"). Именно поэтому мы проводим тренинги на эту тему - чтобы превратить абстрактное знание в конкретное, в навык, в инструмент, в то, что помогает жить.
Это первая тема из тех, которую я хотела развернуть подробнее в предыдущем посте, но в три часа ночи это было многабукф.
Вторая - это обратная связь от других людей.
Допустим, мы преодолели проблему абстрактных знаний, и настроили себя таким образом, что вся информация, поступающая в мозг, используется в жизни. Мы начинаем её применять, и у нас получается какая-то ерунда. То, что написано в книгах (у Бурбо, у Зеланда, у Карнеги, у Бендлера - да у кого угодно) работает с большим трудом и искажениями. Происходит это вот почему: часто мы не можем понять обратную связь от других людей. Они нам хотят сказать одно, а мы понимаем другое. Причем чем больше эта информация касается нас лично, тем больше искажение.
Иногда мы думаем, что она относится к нам, и ошибаемся. Кто-то пишет у себя в блоге: дебилы, задрали меня все. Или: вы мои хорошие. я вас всех люблю! И многие думают, что это про них)))))
Чтобы нам не говорили, мы всегда воспринимаем это через фильтры.
Собеседник:
- Что-то зима какая-то непонятная. То подморозит, то оттепель.
Мы можем подумать что угодно. И что собеседник туповат, раз не может понять погоду. Что тут понимать-то, парниковый эффект. И что он к нам таким образом клеится. И что он любит фигнёй попариться - тоже мне, проблема - погода. И так далее.
Собеседник:
- Не думаю, что выборы что-то изменят. Политики все одинаковые, мы тут суетимся, меняем шило на мыло, а ничего не выиграем в итоге.
Тут мы снова можем многое подумать о нём, и о его мотивах, и поставить ему диагнозы, и оценить его политическую активность и грамотность.
Но если собеседник говорит:
- Мне очень нравится твой проект, да и у меня свой неплохой. Пойдем пообедаем, заодно и обсудим?
Вот тут-то наши фильтры включаются на всю катушку.
Если мы настроены на то, что всем должен нравиться наш проект или мы сами, то нам в голову не придёт, что это подстройка с целью "подкатить". Если мы думаем, что все кругом мечтают нас соблазнить, мы решим. что это нас соблазнять начинают. Если мы думаем, что, прежде чем делать выводы, надо узнать человека поближе, мы будем напряженно ждать от него шагов, которые прояснят ситуацию.
Знаете, в чем прикол? В том, что во всех трёх случаях мы так и не узнаем, что имел ввиду наш собеседник)))
Для того, чтобы понять, что он хотел сказать (или хотя бы из "какой оперы"), нужно заняться этим вопросом вплотную. Изучить других людей, процессов обратной связи, сигналов обратной связи, да и просто хоть раз честно увидеть, как воспринимают тебя окружающие. И, может быть, просто показать себя с другой стороны - и это будет менее хлопотно, чем постоянно на них обижаться.
И из этой точки можно построить новые отношения с собой и людьми.
Эта точка - не конечный пункт путешествия. Хочется стразу предупредить, что эта дорога никогда не кончается. Но чем дальше, тем больше смысла и радости в жизни - проверено на нас и на наших клиентах.
URL записиСначала - о проблеме абстрактных знаний.
Звучит громоздко, но обозначает вот что: только в младших классах школы нас обучают вещам, которые нужны в реальной жизни. Читать, писать, считать, пришивать пуговицы, клеить бумагу... Все эти вещи постоянно используются ребёнком в обычной жизни.
Чем старше становится ученик, тем больше ему приходится учить вещей, не имеющих никакой связи с практикой. Теорема о трех перпендикулярах. Закон Ома. Дата Бородинской битвы. Герундий. Формулы сокращенного умножения. Процессы окисления и восстановления - всё это, безусловно, необходимо для развития разносторонней личности и создания базы для дальнейшего обучения, но все эти знания не имеют вообще никакой связи с жизнью подростка.
Да, есть дети, увлеченно ваяют взрывчатку или пытаются рассчитать, какой величины нужен кусок материала, чтобы накрыть парник, но это скорее исключение, чем правило.
Обычному ребёнку надо знать, какой мобильник самый крутой, как залить в него музыку, где скачать крутой фильмак, как закадрить девочку/понравиться мальчику, как купить "Ягуар" или как не пить его, когда все пьют. Основной наукой для него была бы прикладная психология и социология, но такого курса в школах, как правило, нет. В результате знания и реальная жизнь начинают существовать в параллельных мирах.
Я часто сталкивалась с этим в школе. Когда начинаешь учить подростка каким-то совершенно конкретным вещам, сталкиваешься с этим феноменом. Я сначала пыталась объяснить, что и почему работает. Но быстро поняла, что если давать теорию, то для подростка эта информация попадает в раздел "знания". Значит, это нужно послушать и благополучно забыть, ибо к жизни то, что говорит взрослый, никак не относится. Поэтому я начала учить с минимумом объяснений, буквально: узел вяжется: сюда-сюда-перехлест-затянуть. Азимут: держи компас так. Дерево на какой цифре? НЛП: говоришь это, это, это.
Печаль в том, что таким образом создается паттерн.
В голове у человека постепенно закрепляется: теория мне нужна для общей эрудиции, чтобы быть культурным и развитым человеком. Чтобы поддержать беседу, быть в курсе (многие мои знакомые изучали соционику именно за этим - все об этом говорят, а я сижу как дурак и не понимаю). И психологические книжки, в том числе и прикладные, люди читают именно за этим.
Я уже говорила, что многие мои знакомые читали книгу Бетти Эдвардс о правополушарном рисовании, и сделали от ноля до двух упражнений.
На вебинаре, на который я записана (по рисованию как раз), проводили опрос среди тех, кто на него подписан, как они распоряжаются этими знаниями. Исчезающе малое количество людей ответили - делаю занятия вовремя, выкладываю результат. То есть выполняют те условия, на которых подписывались. Столько же - делаю задания вовремя, но не выкладываю результат. И большое количество - делаю некоторые или вообще не делаю, складываю в папочку для лучших времён.
Как вы знаете, потом никогда не наступает - нет такой даты в календаре. Мало кто действительно жутко занят сейчас (мама в больнице, уволилась с работы, бросил муж и т.д. ), и действительно разгребёт дела и сделает все упражнения. Большинство занято сейчас и будет занято потом, и эта папка никогда не будет открыта.
Это происходит не потому, что люди ленивы или мало мотивированы. А во многом из-за абстрактности знаний. Из-за паттерна, что знания - что-то мало связанное с жизнью, это что-то для общего развития, для красоты души. А с этим можно подождать, потому что есть жизненные проблемы...
Люди, которые хотят преодолеть этот феномен и сделать из знаний инструмент, полезный в реальной жизни, ходят на тренинги. Именно там происходит связь теории с практикой, и именно там приходит результат.
Книга Лиз Бурбо знакома многим, но именно знакома - абстрактным знанием. Про типы слышали, признаки вроде помним, даже можем типировать по ней, но для чего это, остается непонятным (как сказала одна наша клиентка: "Зачем мне на мастер-класс? Мы и так определили мои травмы"). Именно поэтому мы проводим тренинги на эту тему - чтобы превратить абстрактное знание в конкретное, в навык, в инструмент, в то, что помогает жить.
Это первая тема из тех, которую я хотела развернуть подробнее в предыдущем посте, но в три часа ночи это было многабукф.
Вторая - это обратная связь от других людей.
Допустим, мы преодолели проблему абстрактных знаний, и настроили себя таким образом, что вся информация, поступающая в мозг, используется в жизни. Мы начинаем её применять, и у нас получается какая-то ерунда. То, что написано в книгах (у Бурбо, у Зеланда, у Карнеги, у Бендлера - да у кого угодно) работает с большим трудом и искажениями. Происходит это вот почему: часто мы не можем понять обратную связь от других людей. Они нам хотят сказать одно, а мы понимаем другое. Причем чем больше эта информация касается нас лично, тем больше искажение.
Иногда мы думаем, что она относится к нам, и ошибаемся. Кто-то пишет у себя в блоге: дебилы, задрали меня все. Или: вы мои хорошие. я вас всех люблю! И многие думают, что это про них)))))
Чтобы нам не говорили, мы всегда воспринимаем это через фильтры.
Собеседник:
- Что-то зима какая-то непонятная. То подморозит, то оттепель.
Мы можем подумать что угодно. И что собеседник туповат, раз не может понять погоду. Что тут понимать-то, парниковый эффект. И что он к нам таким образом клеится. И что он любит фигнёй попариться - тоже мне, проблема - погода. И так далее.
Собеседник:
- Не думаю, что выборы что-то изменят. Политики все одинаковые, мы тут суетимся, меняем шило на мыло, а ничего не выиграем в итоге.
Тут мы снова можем многое подумать о нём, и о его мотивах, и поставить ему диагнозы, и оценить его политическую активность и грамотность.
Но если собеседник говорит:
- Мне очень нравится твой проект, да и у меня свой неплохой. Пойдем пообедаем, заодно и обсудим?
Вот тут-то наши фильтры включаются на всю катушку.
Если мы настроены на то, что всем должен нравиться наш проект или мы сами, то нам в голову не придёт, что это подстройка с целью "подкатить". Если мы думаем, что все кругом мечтают нас соблазнить, мы решим. что это нас соблазнять начинают. Если мы думаем, что, прежде чем делать выводы, надо узнать человека поближе, мы будем напряженно ждать от него шагов, которые прояснят ситуацию.
Знаете, в чем прикол? В том, что во всех трёх случаях мы так и не узнаем, что имел ввиду наш собеседник)))
Для того, чтобы понять, что он хотел сказать (или хотя бы из "какой оперы"), нужно заняться этим вопросом вплотную. Изучить других людей, процессов обратной связи, сигналов обратной связи, да и просто хоть раз честно увидеть, как воспринимают тебя окружающие. И, может быть, просто показать себя с другой стороны - и это будет менее хлопотно, чем постоянно на них обижаться.
И из этой точки можно построить новые отношения с собой и людьми.
Эта точка - не конечный пункт путешествия. Хочется стразу предупредить, что эта дорога никогда не кончается. Но чем дальше, тем больше смысла и радости в жизни - проверено на нас и на наших клиентах.