Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной
В Европе к стилю «бидермейер» относятся иронически, считая его стильным мещанством. А вообще «бидермейер» - это стиль, который быстро утвердился в Австрии и Германии в искусстве и в быту. Свое название он получил по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово «bieder» переводится как «простодушный, обывательский», в целом псевдоним, ставший синонимом мещанства, означает «простодушный господин Мейер».
«Бидермейер», сколько бы не иронизировали, в первую очередь не просто обыденность, а еще и простой домашний уют, упорядоченность, которых так часто не хватает в наш стремительный век. Собственно, и стиль этот появился именно в результате поиска простых ценностей, покоя и умиротворенности вокруг семейного очага.
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.
Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.
Уже к 1900 году слово «бидермейер» стало также обозначать «старые добрые времена». А впоследствии именно «бидермейер» стал хорошим примером того, как определенная эпоха при помощи относительно скромных средств решила проблему гармоничного интерьера.
Стиль «бидермейер» пришел на смену холодному аристократичному ампиру, примирил классицизм и романтизм и успокоил их в маленьком, уютном мирке простого человека.
От предыдущего стиля «ампир» «бидермейер» унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Но проявилось это не в архитектуре, а в мебельном искусстве и интерьере. Постепенно понятие «бидермейер» распространилось и на моду, прикладное искусство, графику.
Для интерьеров в стиле «бидермейер» характерны интимность, камерность, сбалансированность пропорций, простота форм, простор и светлые теплые цвета. Прекрасным примером «русского бидермейера» является быт провинциальной дворянской усадьбы.
«Бидермейер» - это удобство, функциональность предметов, классические формы, чуть упрощенные и измененные в угоду практичности, яркость, жизнерадостность тканей. Этот художественный стиль более всех других лишен пафосности, показушности, наиболее приближен именно к потребностям человека. А обвиняют «бидермейер» в мещанстве уже только те, кто плохо представляет себе простые ценности семейного счастья.
Стиль «бидермейер» отличает прочность, добротность. Это и плавно изогнутые спинки, и подлокотники у кресел, диванов, стульев, гнутые и точеные ножки - у столов и секретеров. Основной критерий полезности бытовой вещи, мебели и любого предмета интерьера – это ее доброкачественность и удобство. Вот и в «бидермейере» декоративность предметов обстановки отходит на второй план. Мебель лишена архитектурных излишеств, а простота форм компенсируется теплой окраской (розовое, красное и светлое дерево), яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций.
Самым популярным предметом мебели в период расцвета «бидермейера» был секретер с выдвижными ящичками, украшенный живописью и цветной фанеровкой (разноцветными кусочками дерева геометрической формы). Тогда же появились гарнитуры из широких диванов и соф, дополненные стульями и столами. Для обивки сидений и спинок кресел используются простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный, или в полоску репс.
Удобный диван, покрытый ковром, круглый стол, заваленный книгами, ширма, каминный экран - все это тоже элементы уютного «бидермейера». Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо, миниатюрные столики и ломберные столы с подсвечниками, скатерти с тяжелой бахромой, шторы и подушки с кистями, буфеты, дамские бюро, шкатулочки и коробочки, картины с тщательно выписанными деталями интерьеров, фарфоровые статуэтки и гравированное стекло.
Дополнительный уют жилому интерьеру в стиле «бидермейер» придают настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.
Семейные и дружеские подарки, бокалы с выгравированными сюжетами и фрагментами «стихов на память», вышивки, портреты - памятность и пристальное внимание к мелочам как нельзя лучше характеризуют сентиментальное «мещанство».
Сейчас этот теплый и уютный стиль, на долгое время незаслуженно забытый потомками, вновь понемногу возвращается во всем своем тихом очаровании.
«Бидермейер» часто упрекают в усредненной и скучной простоте. Но те, кто пробыл хоть какое-то время в таком интерьере, не может не почувствовать, как уютно и тепло в этом доме, как приятно насладиться покоем, как комфортно тут жить и отдыхать.
Еще одна отличительная черта мебели в стиле Бидермейер – закрепление ткань обивки к деревянной основе при помощи гвоздей с большими фарфоровыми шляпками. Сейчас в этих целях используется пластик.
Для воссоздания стиля Бидермейер используются светлые и теплые тона: желтый, голубой, розовый для спальных комнат. Стены выкрашиваются в однотонные цвета или оклеиваются обоями в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Полы, обычно деревянные, застилаются однотонными коврами. На Севере распространены типично скандинавские черты: большие светлые окна, светло-синие тона, пушистые ковры. Для юга характерно обилие ярких цветов, большое количество ваз и более тонкие ковры на полу. Еще одна важная черта немецкого дома – дверь-болтушка, разделенная надвое по центру (то есть может открываться только верхняя или только нижняя секция).
Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам. Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Так, центральным элементом становится большой камин, который наполняет комнату теплом и приятным светом. Рядом с ним – неотъемлемые атрибуты: прозрачная защитная решетка, дровница, меха, разжигатель.
Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки - ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками. В оформлении спинок , локотников и ножек вводятся резные фигуры лебедей, грифонов, мотивы рога изобилия и растительной ветви, все это обычно в сочетании с позолотой. Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями.
Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций; потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны, либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешанные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые (нередко сделанные собственноручно) силуэты - все это вносило в жилище эпохи бидермейера настроение уюта и интимности.
Комната в стиле бидермейер. Акварель. 1-я пол. 19 в.
В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира. Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм.
Основной акцент в бидермейере делается на мебель - ее формы и способ размещения. С момента зарождения этого стиля, мебель уже не предмет роскоши, следовательно, начинается промышленное, а не индивидуальное ее изготовление. Относительно материалов, то за любовь стиля бидермейер к таким породам древесины, как груша, тополь, ясень, черешня, его прозвали "эпохой светлого дерева". Из бидермейера берут свои истоки и мебельные гарнитуры из широких диванов и столов со стульями.
Простые, слегка изогнутые линии мебели удачно дополняются яркой расцветкой обивки, украшенной все тем же цветочным либо геометрическим рисунком. Ткань обивки также преследует простоту. Критериями качества мебели должны стать удобство, функциональность и аккуратность исполнения.
Вышивка в этом стиле
Вышитая бисерная сумочка, середина 19 века
При переходе от русского романтизма к реализму выделить русский бидермейер как самостоятельный стиль оказалось вполне возможным, и главным представителем его в живописи был, как пишут, В. А. Тропинин (так называемый «халатный» бидермейер). Искусствоведы склонны относить к бидермейеру всех художников, не связанных с Академией – арзамасскую школу (Федотова, Тропинина) и Венецианова с его школой.
читать дальше В. А. Тропинин. Девушка с горшком роз, 1850
В интерьеры и жизнь основательно входят эклектика, «всеядность». Это и русская мебель красного дерева и карельской березы – отголоски стиля «жакоб», и русское стекло, воспроизводящее стили готики и рококо – тогда был создан на Императорском стекольном заводе всемирно известный Большой Готический сервиз.
Необыкновенно популярны бокалы с гравированными портретами, русскими сюжетами – «Тройка», «Казаки», и стихотворными строками. Медальонная живопись на позолоченном фарфоре, воспроизводящая работы известнейших мастеров – Греза, Шардена, Питера де Хооха – и рядом античные сюжеты.
Семейные и дружеские подарки, вышивки, портреты и стихи «на память» – вот основная житейская тема русского бидермейера. Памятность, пристальное внимание к мелочам – ибо нет в жизни человеческой мелочей.
Но главное в русском бидермейере, на взгляд к примеру юзера, Mаши Романофф не всем известные имена, а полная включенность в формирование стиля обычных людей – в основном, помещиков и их семей. Быт провинциальной дворянской усадьбы окончательно оформляет этот стиль. Но и другие сословия вносят свой заметный вклад – и это ново.
В это время уездный барин или священник, пишущий отличные стихи или исторические заметки – дело обычное. Пензенский помещик – блестящий акварелист, или вологодская помещица, вышивающая бисером столь искусно, что ее работы позже станут сенсацией Парижской Всемирной выставки, тоже не редкость.
Отец М. Ю. Лермонтова, Юрий Петрович, небогатый тульский помещик, пишет в альбом своей жене, Марии Михайловне, урожденной Арсеньевой, чудесное в своей наивности и искренности стихотворение, достойное стать классикой бидермейера:
Я не скажу тебе люблю, всеобщей моде подражая.
Как часто говорят люблю, совсем о том не помышляя.
И слово ли одно люблю в себе всю нежность заключает?
Не стоит говорить люблю, коль сердце то не повторяет.
Кто часто говорит люблю, тот редко и любить умеет.
Иной не вымолвит люблю, но чувством только пламенеет.
Так я не говорю люблю, храня молчанье осторожно,
Но, верно, так тебя люблю, как только мне любить возможно.
Здравомыслящий чиновник Пробирной Палатки – и одновременно «даровитый поэт» Козьма Прутков, символ русского бидермейера, возник неслучайно – и о ценности вышивок, преподнесенных в подарок, отозвался так: «Ценность всего условна: зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной».
Особого внимания заслуживают искренние выражения чувств в надписях на бокалах, в вышивках и подписях к портретам. Е.С. Юрова приводит в своей книге о русском бисере стихотворение на вышитой тесемке для шейного креста: «На заре птичка воспевала – а я сию тесемочку работала. Работаяши размысляла – каво подарить. Сердце отвечала – Каво люблю, таво дарю. Сие тесемка». Обычная надпись – «На память» или «В знак нежной любви дарю», «Не забывай меня».
И. Гофф в одном из рассказов приводит стишок на бисерном кошельке:
Ручей два древа разделяет,
Но ветки их сплетясь растут.
Судьба два сердца разлучает,
Но души их одним живут.
Были и прически в этом стиле, причем уже в 30-40-е гг. 19 в.
Локоны Англэзы
«Бидермейер», сколько бы не иронизировали, в первую очередь не просто обыденность, а еще и простой домашний уют, упорядоченность, которых так часто не хватает в наш стремительный век. Собственно, и стиль этот появился именно в результате поиска простых ценностей, покоя и умиротворенности вокруг семейного очага.
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.
Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.
Уже к 1900 году слово «бидермейер» стало также обозначать «старые добрые времена». А впоследствии именно «бидермейер» стал хорошим примером того, как определенная эпоха при помощи относительно скромных средств решила проблему гармоничного интерьера.
Стиль «бидермейер» пришел на смену холодному аристократичному ампиру, примирил классицизм и романтизм и успокоил их в маленьком, уютном мирке простого человека.
От предыдущего стиля «ампир» «бидермейер» унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Но проявилось это не в архитектуре, а в мебельном искусстве и интерьере. Постепенно понятие «бидермейер» распространилось и на моду, прикладное искусство, графику.
Для интерьеров в стиле «бидермейер» характерны интимность, камерность, сбалансированность пропорций, простота форм, простор и светлые теплые цвета. Прекрасным примером «русского бидермейера» является быт провинциальной дворянской усадьбы.
«Бидермейер» - это удобство, функциональность предметов, классические формы, чуть упрощенные и измененные в угоду практичности, яркость, жизнерадостность тканей. Этот художественный стиль более всех других лишен пафосности, показушности, наиболее приближен именно к потребностям человека. А обвиняют «бидермейер» в мещанстве уже только те, кто плохо представляет себе простые ценности семейного счастья.
Стиль «бидермейер» отличает прочность, добротность. Это и плавно изогнутые спинки, и подлокотники у кресел, диванов, стульев, гнутые и точеные ножки - у столов и секретеров. Основной критерий полезности бытовой вещи, мебели и любого предмета интерьера – это ее доброкачественность и удобство. Вот и в «бидермейере» декоративность предметов обстановки отходит на второй план. Мебель лишена архитектурных излишеств, а простота форм компенсируется теплой окраской (розовое, красное и светлое дерево), яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций.
Самым популярным предметом мебели в период расцвета «бидермейера» был секретер с выдвижными ящичками, украшенный живописью и цветной фанеровкой (разноцветными кусочками дерева геометрической формы). Тогда же появились гарнитуры из широких диванов и соф, дополненные стульями и столами. Для обивки сидений и спинок кресел используются простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный, или в полоску репс.
Удобный диван, покрытый ковром, круглый стол, заваленный книгами, ширма, каминный экран - все это тоже элементы уютного «бидермейера». Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо, миниатюрные столики и ломберные столы с подсвечниками, скатерти с тяжелой бахромой, шторы и подушки с кистями, буфеты, дамские бюро, шкатулочки и коробочки, картины с тщательно выписанными деталями интерьеров, фарфоровые статуэтки и гравированное стекло.
Дополнительный уют жилому интерьеру в стиле «бидермейер» придают настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.
Семейные и дружеские подарки, бокалы с выгравированными сюжетами и фрагментами «стихов на память», вышивки, портреты - памятность и пристальное внимание к мелочам как нельзя лучше характеризуют сентиментальное «мещанство».
Сейчас этот теплый и уютный стиль, на долгое время незаслуженно забытый потомками, вновь понемногу возвращается во всем своем тихом очаровании.
«Бидермейер» часто упрекают в усредненной и скучной простоте. Но те, кто пробыл хоть какое-то время в таком интерьере, не может не почувствовать, как уютно и тепло в этом доме, как приятно насладиться покоем, как комфортно тут жить и отдыхать.
Еще одна отличительная черта мебели в стиле Бидермейер – закрепление ткань обивки к деревянной основе при помощи гвоздей с большими фарфоровыми шляпками. Сейчас в этих целях используется пластик.
Для воссоздания стиля Бидермейер используются светлые и теплые тона: желтый, голубой, розовый для спальных комнат. Стены выкрашиваются в однотонные цвета или оклеиваются обоями в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Полы, обычно деревянные, застилаются однотонными коврами. На Севере распространены типично скандинавские черты: большие светлые окна, светло-синие тона, пушистые ковры. Для юга характерно обилие ярких цветов, большое количество ваз и более тонкие ковры на полу. Еще одна важная черта немецкого дома – дверь-болтушка, разделенная надвое по центру (то есть может открываться только верхняя или только нижняя секция).
Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам. Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Так, центральным элементом становится большой камин, который наполняет комнату теплом и приятным светом. Рядом с ним – неотъемлемые атрибуты: прозрачная защитная решетка, дровница, меха, разжигатель.
Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки - ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками. В оформлении спинок , локотников и ножек вводятся резные фигуры лебедей, грифонов, мотивы рога изобилия и растительной ветви, все это обычно в сочетании с позолотой. Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями.
Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций; потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны, либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешанные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые (нередко сделанные собственноручно) силуэты - все это вносило в жилище эпохи бидермейера настроение уюта и интимности.
Комната в стиле бидермейер. Акварель. 1-я пол. 19 в.
В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира. Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм.
Основной акцент в бидермейере делается на мебель - ее формы и способ размещения. С момента зарождения этого стиля, мебель уже не предмет роскоши, следовательно, начинается промышленное, а не индивидуальное ее изготовление. Относительно материалов, то за любовь стиля бидермейер к таким породам древесины, как груша, тополь, ясень, черешня, его прозвали "эпохой светлого дерева". Из бидермейера берут свои истоки и мебельные гарнитуры из широких диванов и столов со стульями.
Простые, слегка изогнутые линии мебели удачно дополняются яркой расцветкой обивки, украшенной все тем же цветочным либо геометрическим рисунком. Ткань обивки также преследует простоту. Критериями качества мебели должны стать удобство, функциональность и аккуратность исполнения.
Вышивка в этом стиле
Вышитая бисерная сумочка, середина 19 века
При переходе от русского романтизма к реализму выделить русский бидермейер как самостоятельный стиль оказалось вполне возможным, и главным представителем его в живописи был, как пишут, В. А. Тропинин (так называемый «халатный» бидермейер). Искусствоведы склонны относить к бидермейеру всех художников, не связанных с Академией – арзамасскую школу (Федотова, Тропинина) и Венецианова с его школой.
читать дальше В. А. Тропинин. Девушка с горшком роз, 1850
В интерьеры и жизнь основательно входят эклектика, «всеядность». Это и русская мебель красного дерева и карельской березы – отголоски стиля «жакоб», и русское стекло, воспроизводящее стили готики и рококо – тогда был создан на Императорском стекольном заводе всемирно известный Большой Готический сервиз.
Необыкновенно популярны бокалы с гравированными портретами, русскими сюжетами – «Тройка», «Казаки», и стихотворными строками. Медальонная живопись на позолоченном фарфоре, воспроизводящая работы известнейших мастеров – Греза, Шардена, Питера де Хооха – и рядом античные сюжеты.
Семейные и дружеские подарки, вышивки, портреты и стихи «на память» – вот основная житейская тема русского бидермейера. Памятность, пристальное внимание к мелочам – ибо нет в жизни человеческой мелочей.
Но главное в русском бидермейере, на взгляд к примеру юзера, Mаши Романофф не всем известные имена, а полная включенность в формирование стиля обычных людей – в основном, помещиков и их семей. Быт провинциальной дворянской усадьбы окончательно оформляет этот стиль. Но и другие сословия вносят свой заметный вклад – и это ново.
В это время уездный барин или священник, пишущий отличные стихи или исторические заметки – дело обычное. Пензенский помещик – блестящий акварелист, или вологодская помещица, вышивающая бисером столь искусно, что ее работы позже станут сенсацией Парижской Всемирной выставки, тоже не редкость.
Отец М. Ю. Лермонтова, Юрий Петрович, небогатый тульский помещик, пишет в альбом своей жене, Марии Михайловне, урожденной Арсеньевой, чудесное в своей наивности и искренности стихотворение, достойное стать классикой бидермейера:
Я не скажу тебе люблю, всеобщей моде подражая.
Как часто говорят люблю, совсем о том не помышляя.
И слово ли одно люблю в себе всю нежность заключает?
Не стоит говорить люблю, коль сердце то не повторяет.
Кто часто говорит люблю, тот редко и любить умеет.
Иной не вымолвит люблю, но чувством только пламенеет.
Так я не говорю люблю, храня молчанье осторожно,
Но, верно, так тебя люблю, как только мне любить возможно.
Здравомыслящий чиновник Пробирной Палатки – и одновременно «даровитый поэт» Козьма Прутков, символ русского бидермейера, возник неслучайно – и о ценности вышивок, преподнесенных в подарок, отозвался так: «Ценность всего условна: зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной».
Особого внимания заслуживают искренние выражения чувств в надписях на бокалах, в вышивках и подписях к портретам. Е.С. Юрова приводит в своей книге о русском бисере стихотворение на вышитой тесемке для шейного креста: «На заре птичка воспевала – а я сию тесемочку работала. Работаяши размысляла – каво подарить. Сердце отвечала – Каво люблю, таво дарю. Сие тесемка». Обычная надпись – «На память» или «В знак нежной любви дарю», «Не забывай меня».
И. Гофф в одном из рассказов приводит стишок на бисерном кошельке:
Ручей два древа разделяет,
Но ветки их сплетясь растут.
Судьба два сердца разлучает,
Но души их одним живут.
Были и прически в этом стиле, причем уже в 30-40-е гг. 19 в.
Локоны Англэзы