На досуге прочитала книгу "Макробиотика дзен" Джорджа Озавы. Сразу насторожило, что японец сменил имя на более европейское, поэтому с самого начала не стала спешить с выводами.
читать дальшеЭта система питания издревле используется в монастырях дзен-буддизма в Японии, где она называется Сёдзин рёри — «кухня, которая улучшает суждения».
Понятие «макробиотика» имеется уже в трудах Гиппократа. Но официально этот термин появился в книге немецкого врача Христофа Гуфеланда (Christoph Wilhelm Hufeland) «Искусство продлить человеческую жизнь» в 1796 году.
Современную концепцию макробиотики разработал японский военный врач Сагэн Итидзука. В 1897 году он опубликовал свой большой труд «Химическая теория питания и долголетия». Через год он выпустил учебник по питанию, который выдержал 23 издания. Он успешно лечил больных, назначая им коричневый рис, овощи, морские водоросли. В 1908 году группа его последователей организовала «Общество лечения пищей», которое можно было бы назвать первой макробиотической организацией.
Книга Итидзуки попала в руки молодому студенту Юкиказа Сакуразаве, ставшего известным позже на Западе как японский философ и врач Джордж Осава (Georges Ohsawa) (1893—1966 гг.). Последний, излечившись с помощью макробиотики от туберкулёза и других заболеваний, начал распространять это учение: написал более 100 книг по макробиотике, восточной философии и медицине; побывал во многих странах с лекциями и семинарами по макробиотике и восточной медицине; основал «Школу для невежд», где обучал единому порядку и восточной философии.
Суть учения
В основу современной макробиотики положена система восточной философии, основанной на принципах равновесия Инь и Ян и известной уже более пяти тысяч лет, и некоторые аспекты западной медицины. «Здоровье — это гармония „инь“ и „ян“, равновесие между нашей внутренней и внешней средой, между умственной и физической деятельностью, между растительной и животной пищей, между пищей термически обработанной и сырой». Согласно учения о Инь-Ян равновесии, многие болезни происходят от преобладания в организме человека Инь- или Ян-Энергии, что зависит от места проживания, климата, интенсивности деятельности и особенностей физиологии конкретного человека. Макробиотика утверждает, что выправить эту диспропорцию можно с учётом:
выбора определённых продуктов питания;
определённым способом их приготовления;
соблюдением некоторых правил приёма пищи.
Причём, макробиотика ничего не запрещает, она только рекомендует.
Все продукты питания в макробиотической диете делятся:
инь-продукты: имеют кислотную реакцию. Сахар, фрукты, молоко, консерванты;
ян-продукты: имеют щелочную реакцию. Мясо, твёрдые сыры, яйца, рыба.
Употребляя в пищу соответственно инь- или ян-продукт, можно регулировать кислотно-основное равновесие в организме.
Избыток инь-продуктов создает недостаток энергии, поэтому возникает потребность в белках, жажда красного мяса (ян-продуктах). При недостатке белка организм начинает «поедать» собственные ткани, что со временем приводит к потере веса. Слишком худые оказываются подвержены инфекциям, туберкулезу, пневмонии, другим заболеваниям. За этим следуют различные виды атрофии, мышечная атрофия, склерозы, артриты и т. п.
Избыток сахара и достаточное количество белков делают тело слишком полным, что влечёт свой «букет» заболеваний.
Поэтому рекомендуется избегать:
сильных инь- и сильных ян-продуктов (сахар, фрукты, ягоды — рыба, мясо, сыры). Внесённый ими в организм дисбаланс может вызвать неестественное чувство голода;
химически, гормонально и генетически изменённых продуктов (рафинированный сахар и продукты из него, все консервы, любая пища и напитки с химической окраской).
Предпочтение отдаётся блюдам из цельного зерна и овощей, выросших в месте проживания и не подвергавшихся промышленной переработке, в соответствии с сезонами года. Также употребляется рыба, морские растения, различные растительные приправы, продукты ферментации бобовых, орехи и семечки, фрукты.
В зависимости от соотношения вышеперечисленных продуктов питания в макробиотике выделяется десять режимов, из которых можно выбрать как для обычной, «среднестатистической» жизни, так и для полного вегетарианства.Основные мысли мне понравились. Особенно легко на моём примере можно говорить о избытке инь-продуктов.
Сразу же прочитала критику на эту систему питания и даже её сторонники, оказывается, критикуют Джорджа Озаву за неправильные выводы. Разумеется, не буду принимать макробиотику, как руководство к действию, просто никогда не смотрела на еду с этой точки зрения, а, оказывается, есть над чем подумать.