|
|
| Почему нас так задевают обидные слова других людей? Недоброе слово или упрек в наш адрес, который достигает нашего слуха, тотчас производит бурю в уме. Объяснение очень простое. В своем уме мы постоянно творим некий ложный образ самих себя. В этом смысле мы все - "рыцари прекрасного образа". Создав этот образ, ум начинает усиленно проецировать его вовне. Как опытный маркетолог, он пытается продать созданный им образ внешнему миру. И этот образ не то, что самое дорогое — единственное, что у нас есть. Лишись мы его, нам будет казаться, что мы потеряли самого себя.потеряли самого себя.
Но, как на любом рынке, на рынке нашей жизни всегда есть конкуренты. А точнее, нет никого, кроме конкурентов. Они тоже стремятся продать покупателям свой товар - свой образ, созданный в их уме. Что обычно делают конкуренты? Расхваливают свой товар и ругают чужой. Поэтому, когда мы слышим упреки в свой адрес, мы не можем воспринимать их как обычные звуки в эфире. Эти слова пытаются разрушить так долго создававшийся нами образ идеального человека. А так как глубоко в душе мы понимаем, что созданный нами образ ложный, что это всего лишь иллюзия, то малейшая попытка разрушить его воспринимается нами очень болезненно: мы прекрасно понимаем, что за этим ложным образом ничего не стоит и что разрушить его не составит никакого труда. Поэтому обычно человек терпит вокруг себя только тех, кто укрепляет созданный им прекрасный образ - такие люди называются друзьями. Но друг может очень быстро превратиться во врага, если он обнаружит в нас изъяны и станет говорить о них другим. В самом крайнем случае люди готовы даже отстреливать тех, кто осмелился сказать или подумать о них что-то плохое. И глаза у них при этом добрые-предобрые. Так они отчаянно защищают иллюзорный образ самого себя, и чем меньше оснований эта иллюзия имеет в реальности, тем яростней они сражаются за нее. Затравленный одним из таких "гуманистов" Булгаков в приступе отчаяния написал пьесу "Батум" о молодом революционере Сталине в надежде на то, что ему оставят место под солнцем. Пьеса была принята к постановке в МХАТе, но в последний момент, когда вся труппа вместе с Булгаковым уже ехала в Батуми, чтобы пропитаться атмосферой, Сталин, узнавший о постановке, отменил ее: "Зачем ставить пьесу о маладом Сталине? Все маладые луди пахожи друг на друга". Непростительная ошибка наивного драматурга — образ, созданный им, увы, не совпал с тем маркетингом, которым в это время усиленно занимался ум доброго вождя.
Поэтому Кришна говорит в "Бхагавад-гите", что человек, постигший свою вечную природу, равнодушно относится к хвале и клевете - слова больше не могут ни ранить его, ни обрадовать: выстрел из игрушечного пистолета ничем не грозит реальному человеку.
Из философского дневника Бхакти Вигьяны Госвами
|