Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной
10.03.2011 в 14:30
Пишет TrashTank:О сексизме и не только
В первый же день моего первого приезда в США приятель из наших эмигрантов предупредил: «В общественном транспорте не уступай место женщинам. Рискуешь попасть под суд или получить по морде, до нокаута включительно».
– «Это как? За что?»
– «За сексизм».
– «Уот из дыс?»
– «Отношение к полам как к неравным. Половая дискриминация».
– «Не понимаю. Уступить место – это дискриминация?» – «А как же. Вставая и предлагая женщине сесть на твое место, ты ей даешь знак, что она не равна тебе, что слабее, что достойна снисхождения, жалости, а где жалость, где снисхождение, там и презрение. Ты сообщаешь даме, что она приравнивается к людям с ограниченными возможностями, к инвалидам, а стало быть, недостойна занимать общественные позиции, требующие силы, выносливости, мужества...»
читать дальше
– «Постой, но это же бред...»
– «Для тебя бред, а здесь аксиома. Серьезно предупреждаю: не вздумай уступать место американке, даже пожилой и тем более. Упаси боже подать пальто – можешь по хавальнику схлопотать. И еще: не смотри на женщин дольше трех секунд».
– «Почему так мало? А если красивая?»
– «Тем более, лучше вообще не смотри».
– «Нет, серьезно».
– «Ну, я немножко преувеличил, верней, преуменьшил, зная тебя, для профилактики. На самом деле, точное время, дольше которого неотрывный взгляд на женщину считается sexual harassment или sexual assault, равно тридцати секундам. После тридцати секунд можно подавать в суд».
– «А кто это время определяет?»
– «Сама женщина». – «Они что здесь – как посмотришь на них, тут же секундомеры включают»?
– «Моментально. С видеозаписью».
– «Да ладно врать».
– «Проверь, если не веришь».
Проверять я не стал, а что такое сексизм, худо-бедно понял. Прежде и более всего это борьба с сексизмом. И само это слово, из которого так и прет агрессивная гиперкомпенсация комплекса неполноценности.
Вернемся к сексизму, сиречь половщине. Равные права для людей обоих полов? – да, да и да. Но, извините, обязанности, природные половые обязанности никак равными быть не могут. Чтобы жизнь продолжалась, один обязан оплодотворять, другая – вынашивать и рожать. Один естеством предназначен добывать пропитание, другая – выкармливать и выхаживать детей. Один строением тела и психики естественно обязан обеспечивать безопасность, защищать, воевать, другая имеет на это право, но не обязана. Один врожденно обязан быть сильным, другая – сильной право имеет быть, но не обязана...
Естественные обязанности соответствуют природным возможностям и невозможностям, изначальным природным ролям, хромосомам – если глядеть в самый корень. То, без чего нельзя, conditio sine qua non. То, что можешь только ты (оплодотворять или рожать, кормить грудью или защищать родину) – либо то, что ты можешь делать лучше, надежнее, качественнее, чем существо другого пола (охотиться или собирать ягоды, рубить дрова или вышивать)...
От природы не денемся никуда, даже и смяв ее, даже и поменяв. Другое дело, что говоря про гендерные обязанности на социальном и психологическом уровне, требуется добавлять прилагательное: добровольные. То есть – свободно принимаемые. Или – не принимаемые. Нельзя никого заставить мужчиной быть или женщиной. Даже и при наличии соответственных хромосом, первичных, вторичных и прочих половых признаков – никого нельзя обязать соответствовать социальным стереотипам – шаблонам гендерных ролей. Не обязан никто – не обязан! – при всей изначальной родовой обязаловке – не обязан, свободным будучи человеком, ни оплодотворять, ни рожать, ни воевать, ни выкармливать, ни обеспечивать. Природа нам не указ. А вернее: хотим – указ, не хотим – не указ.
Во врачебно-психологической практике наблюдаем поток разнообразных страданий с одной общей причиной – гендерной неадекватностью. Человек страдает из-за тех или иных несоответствий чьим-то и/или своим представлениям о том, каким он (она) должен (должна) быть в качестве мальчика или девочки, парня или девушки, мужчины или женщины. Из-за несовпадения с поло-ролевыми ожиданиями, чужими и/или своими. Не только стандартно-нестандартные ориентации, далеко не только. Могучий молодой парень, изнывая от спермотоксикоза, остается девственником до 25 лет и дальше лишь потому, что еще не достиг уровня заработка, при котором считает не стыдным знакомиться с девушками. Красивая девушка 30 лет все еще девушка потому, что боится мужчин, боится, потому что не знает их, не знает, потому что боится, а кроме прочего, придает чрезмерное значение тому, что у нее родинка не на том месте...
Уйма противоречий между разными сторонами и уровнями одной гендерности. Женщина хочет жить с мужчиной, но не хочет детей. Женщина хочет детей, но не хочет иметь дело с мужчинами. Мужчина – зеркально... Одна женщина хочет только властвовать над мужчиной, другая – только подчиняться ему, третья – и того, и другого, в неразберихе, четвертая – ни того, ни другого, хочет искренности и согласия, а муж хочет только согласия и других женщин...
Все мы тройственны, все – люди природные, люди социальные и люди свободные, каждый в своей пропорции, каждый по-своему. Нас программирует наследственность, нас программирует среда-воспитание-обучение-общество-опыт пережитого, и мы программируем себя сами. Доля самопрограммирования в нас – степень нашей свободы. Нравственная граница моей свободы – твоя свобода; граница твоей – моя.
Отсюда
Женщин я, наверное, знаю немножко. Немножко их понимаю – все-таки врач, психотерапевт, опыт есть, да и всяких жизненных встреч, личных общений и наблюдений скопилось сколько уже... Но знаю и понимаю только немножко, то есть не много, а мало, употребляю слово в серьезном прямом значении. Кому же хватит жизни одной – объять женское многообразие? (О мужском нынче не говорим, но аналогично.) Будь ты семижды академиком женоведения, досконально изучи миллион женщин, ну десять миллионов, это уже для реальной науки цифра фантастическая, – все равно десятимиллионнопервая особа одним мизинчиком все твои выкладки опрокинет.
Изучать человека по-настоящему, с получением достоверных знаний, пригодных для прогнозирования и помощи, можно лишь многомерно: и врачебно, и научно, и эстетически, и любовно, и бытово – живя вместе, общаясь всячески, всесторонне. Недаром в Библии телесная близость обозначается словом "познать"... С этой точки зрения одним из крупнейших в мире знатоков женщин следует признать царя Соломона: семьсот жен, триста наложниц – выборка солидная, вполне тянет на докторскую монографию. Но многомудрый правитель, оставивший нам бессмертные строки общежизненных откровений, о своем личном опыте женоведения скромно умолчал, если не считать одного случая, самого счастливого, запечатленного в "Песне песней". А по части духовной переизбыток жен, со всего света понавезенных, его, как известно, до добра не довел, положил начало распаду процветающего государства...
Какое же единое слово, какое сборное пожелание, какое, высокий слог осмелившись употребить, заповедание можно обратить в день всеженского торжества к Женщине Совокупной – Женщине во всех ее мыслимых и немыслимых обликах, типажах, возрастах, развитиях, характерах, ролях, ипостасях?.. Можно ли ее, такую всевозможную, всякую и любую, хотя бы условно представить себе?..
За жизнь, мне доныне отпущенную, успел узнать несколько богинь (ну почти), одна из них меня родила. Не много, но и не мало прекрасно-земных, не отмеченных небесным перстом, но обворожительных и женски, и человечески, умных, тонких и артистичных, житейски талантливых. Армию скромно-достойных, тихо несущих поклажу своей судьбы, с упованиями, спрятанными на самое дно души, с очарованием, замурованным во внешнюю неприметность, с красотой, различимой лишь глазом, вооруженным любовью, которую ищут или не ищут, ждут или не ждут... Примерно такое же по численности воинство рокоборческое – дивизионы неудовлетворенных, рвущихся в бой за место под солнцем, за мужиков, за то, чтобы дети были какими надо...
Энное среди них количество хищниц, когтисто-зубастых калькуляторш-охмуряторш-манипуляторш... Столько-то самок, более животных, чем человеческих, с уклонами то в необузданную похотливость, то в дикую злобность, притом иной раз под самой благопристойной наружностью... Легионы больных и душевно израненных, покорёженных... Встречались и штучные, ни на что не похожей выделки существа, причудливые и таинственные, без какой-либо заботы о востребованности, совершенно внерыночные, для которых пол – всего лишь налог на движимость, плата за право жить в своем теле; из них кое-кто с дарами нездешними, но самыми нужными...
Что им сказать – всем одно?..
Сказал бы в библейском духе: да излучится на вас благодать, да возгорится огонь любви, любите и да любимы будете.
Пожелание искреннее и – знаю – на верхнем уровне совершенно реалистичное. Но выполнимое ли усилиями человеческими?.. Для всех ли?..
Одни полюбить мечтают – не получается. Другим – только бы разлюбить, чтобы не разорвалась душа. Премногие о любимости грезят, а заполучив, своими же ручками ее душат, любимость свою, а иные, любимостью же и задушенные, не знают, куда бежать...
Есть ли связь между любовью, которая изнутри тебя на кого-то вовне обращается, и любовью извне, обращаемой на тебя? Если любишь сама (сам) – повышает ли это вероятность, что и тебя будут любить? Если любят тебя – и ты скорее полюбишь?.. Отнюдь. Чаще наоборот. Поезда любви прямиком, по расписанию, туда и обратно не ходят. Разве только особо повезет если – и без гарантии...
Ничего нет в любви гарантированного, ничего логичного, ничего управляемого – нет и не будет – и вот поэтому я бы только о любви с женщинами говорил в так называемый женский день и во все остальные, они тоже все женские.
Личное, не для всех слово к дочке бы обратил. К жене. К маме, которая уже там... К бабушке одной, к бабушке другой, которые там давно... К тутошним внучкам. К правнучкам, которые еще не здесь... К женщинам-друзьям и подругам, которые кто здесь, а кто там уже... К пациенткам, которых успел узнать, таким разным. К некоторым очень разным читательницам...
Каждой сказал бы свое, только для нее. Суть совпала бы, а способы выражения различались – слова, музыка, краски, рисунки, молчание – для каждой свои ...
Набросок о женской троице
Мужскую божественную троицу все, так или эдак причастные к христианской цивилизации, знают: Отец, Сын, Дух Святой. А где троица женская?.. Не замахиваюсь на параллелизм, но без женщин, друзья мои, ни на земле, ни на небе не обойтись, и замалчивать женское триединство негоже, оно дано нам природой. (А верующий добавит: Творцом природы, Высшим Вселенским Разумом.)
Три есть великие женские ипостаси, они же бытности, они же прообразы-архетипы, они же стадии телесно-душевного развития. Порядок их следования друг за дружкой будет у нас иным, нежели в троице мужской.
Первая ипостась – Женщина-Дочь.
Вторая – Женщина- Женщина, включающая в себя две под-ипостаси: Сестра и Жена.
Третья – Женщина-Мать.
Ипостась Женщина-Дочь. В детстве – девочка. В приближении к взрослости, к зрелости – девица, девушка, дева.
Ипостась-бытность эта являет женщину в ее изначальном отношении к старшим поколениям, к предкам, к родовому истоку. Всякая женщина есть прежде всего дочь и ею навсегда остается. Ветхозаветный Бог называет иной раз дочерью, "дщерью" даже и город какой-нибудь, и целый народ – причем почему-то (догадываюсь, почему...) тогда в основном, когда шибко на него гневается. А Бог Евангельский в лице Иисуса Христа называет себя самого Сыном, притом, обратим особое внимание – Сыном Человеческим, не раз и не два.
Дочерняя бытность-ипостась, Дочь – единственно постоянная и неизбывная женская присущность, как и мужская сыновняя. Можно не стать женой или любовницей, не стать матерью, но нельзя не стать или перестать быть дочерью. Дочь – начало всех женских начал, женская всевозможность. И может быть, именно к ней, к Дочери Человеческой, к чистой странице рода, и надлежало бы обратить Слово Единое, Заповедание?..
Идеальная, совершенная ипостась Дочери-Девы, наподобие рабочей пчелы или воина-муравья, освобождается от размножения, отделяется от продолжения рода. Совершенная Дева призвана служить не увеличению количества людей на земле, а улучшению качества. Идеализированные Девы в человечестве – одухотвореннейшие, разумнейшие, святейшие существа: богиня разума, мудрости и науки Афина Паллада у эллинов, жрицы-весталки у древних римлян, Пречистая Дева Мария в Евангелии, французская святая Орлеанская Дева Жанна д'Арк...
В реальной же земной жизни наличествуют так называемые старые девы, которым мало кто завидует, которых жалеют, иногда побаиваются, иногда презирают... И, между прочим, напрасно: если только сами девы от завистей и страхов свободны – так тоже случается – если не обделены интеллектом и не бедны духом, – становятся открытыми для наслаждений тончайших, для счастья высшего. А от скольких опасностей, скольких горестей, травм и ран освобождаются своей девственностью!.. Дурной термин – "старая", я бы заменил его. Взрослая?.. Нет, лучше вечная.
Друзья, хотите ли проходить постоянный тренинг человечности без ущерба для здоровья? Вот мой метод: сквозь-возрастная стереоскопия. В каждой старухе или пожилой тете старайтесь разглядеть маленькую девочку, какою она была и какой в скрытой глубине всегда остается. И девушку, юную деву в ней тоже рассмотрите попристальней, и зрелую цветущую женщину... Нет, не только вспоминать и осознавать, что вот да, была и она свежей и молодой когда-то, была отроковицей-бутончиком, была маленькой, была и совсем крошкой, младенчиком, – мало этого! – Усиливайтесь представлять каждый ее возраст конкретно-образно, объемно-детально – на основании признаков теперешней наружности и поведения. Вжиться и воспринять, узреть и воспроизвести...
Обратное в отношении девочек, девушек: вглядываясь, прорисовывайте для себя их грядущие черты в возрастах более поздних. Иногда и сами собой нет-нет да проглянут эти имеющие быть облики... Грустно? – понимаю... Но отчего же, это всего лишь жизнь в текучем своем полновременье, в смене декораций... Будет ли человек в позднем возрасте менее привлекательным, чем в молодом, в каждом случае – открытый вопрос: у некоторых и наоборот получается, зависит это на 51 процент от самого человека – контрольный пакет акций у нас. (Все сказанное, понятно, относится и к мужчинам.)
Вторая великая женская ипостась – Женщина-Женщина или просто Женщина (в Евангелии устами Христа звательно: жено).
Женское существо в отношении к существу противоположного пола, к Мужчине.
Кроме Дочери, кроме Матери, женщина, родная мужчине, может ему еще быть либо Сестрой, либо Женой.
Если Женщина-Дочь, дочеринство (или правильнее – дочернесть? – грамотей-компьютер не соглашается ни с тем, ни с другим, подчеркивает красным, слов этих не признает) – есть отношение "по вертикали", то Жена или Сестра – отношение "по горизонтали".
Под-ипостась Сестра по родовой горизонтали внесексуальна: для Брата Сестра как носительница пола – табу, красный свет – запрет на инцест. Во всем человечестве запрет этот, исходящий из властного требования природы, препятствующей вырождению – непреложен, исключения из правила влекут за собой тяжкие генетические последствия. Сестра для Брата по родовой заповеди – всегдашняя неприкосновенная Дева, братско-сестринской любви дозволено быть только любовью душевной, духовной, внеплотской, и это прекрасно.
Как душа греется, когда видишь у брата с сестрой такую любовь, как омывается светом... Как мечталось и тосковалось мне в детстве о сестренке родной – чтобы рядом была, чтобы хихикала и капризничала, подначивала и утешала, чтобы можно было ее защищать и забавить, иногда и повздорить, разделять с ней игры и выдумки, обмениваться секретами, вместе горевать и смеяться, мечтать и думать... У меня сестры были только двоюродные, очень хорошие, но жил я от них отдельно. С одной, Таней, была краткая дружба, трагически оборвавшаяся...
Очень важно, друзья, уметь привносить братско-сестринскую доверительность, братско-сестринское целомудренное тепло в другой вид "горизонтальных" женско-мужских отношений, где задействован пол как таковой, сексуальность. Да, привносить братство-сестринство с обеих сторон и в отношения супругов или любовников, и не бояться подмены страстной любви теплохладной дружбой. Не произойдет этой подмены или охлаждения чувств, уверяю вас, – будет лишь их возвышение и всесторонняя полнота, именно если не бояться себя и друг друга, если стремиться понимать и смотреть дальше, глубже и выше...
Под-ипостась Жена природой раздваивается на Любовницу, или, грубее говоря, женщину-для постели, и собственно Жену. Последняя являет собой уже переход в ипостась третью – Женщину-Мать. Любовница же – "полу-жена", переходная ступень к Жене, с ее совмещением ролей и Любовницы, и Матери, наложницы и хозяйки.
Не разделив ложе с мужчиной, не побывав, то есть, Любовницей хотя бы минимально, войти в ипостась Жены-Матери биологически невозможно, это понятно. Заметим, однако: психологический уровень этой непреложности не соответствует или соответствует не всегда. Психологически готовыми матерями оказываются иной раз и девчонки, а женщины иные, и не однажды родив, в материнство, что называется, не въезжают.
Разные случаи последнего рода мне волею профессии приходится наблюдать нередко. Истоки одних – в дальних детских переживаниях, в душевных искривлениях, причиненных дисгармоничными отношениями с собственными родителями, в недолюбленности-недоласканности или наоборот, в перекормленности неразумной любовью. Другие коренятся в каких-то типажных особенностях, в акцентированных зависимостях, в инфантилизме, в подавлении женских природных начал ложными ценностями – деньги, карьера, тщеславие, бизнесвуманство...
Не расположены к материнству женщины, у которых биопсихическое начало Любовницы гипертрофировано, природные "Афродиты" – в крови у них повышено содержание гормонов, ответственных за половое влечение и сексуальную привлекательность, а гормонов, ответственных за материнскую функцию, относительно маловато. Назовем явление общенародным именем: женщина в любовничьей ипостаси, со слабо выраженным или вовсе отсутствующим материнским началом, развивается в слишком хорошо известный всему миру типаж, название которого в русском языке начинается с буквы "б". Такие рискуют остановиться в своем психоэротическом развитии на промежуточном полустанке: и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят лет, и в семьдесят и так далее желают играть только на одной из струн женского многострунного предназначения – быть Любовницами и только. Сначала особь такая смотрится мило, весело, зажигательно, искусительно, потом смешновато, потом жалко...
Третья ипостась – Женщина-Мать.
Это тоже отношение "вертикальное", но уже, в отличие от ипостаси дочерней, не "снизу вверх", а "сверху вниз".
Мать вынашивает-рожает, Мать кормит-моет, Мать печется-заботится, Мать натаскивает-воспитывает, Мать любит-прощает. Вот все, вроде бы, что от нее требуется, что вменено природой. Чего сама Мать природным инстинктом, глубинным стремлением своего существа желает и жаждет. Пяти пальцев хватает перечислить.
Но еще не все это. "Любит и зверь свое дитя"... Мать Человеческая обременена еще одной, самой трудной надобностью: ПОНИМАТЬ.
Знать и понимать. А стало быть, и предвидеть, отчасти хотя бы. И если не руководить событиями жизни своего чада, то в меру разумения предвосхищать их – быть хоть с энной степенью приблизительности готовой к судьбе и готовить к ней словом и действием, трудом и молитвой...
Поди-ка такую маму найди, а?.. Наглядевшись на мамаш нынешних в немалом числе...
И все же скажу уверенно: есть они, есть и такие Мамы – высокоразвитые, растущие пониманием и счастливые материнством. Есть даже совсем молодые такие – хотя опыт, конечно же, дает многое, и материнской духовной полноты, родового совершенства Женщина Мать достигает обычно (если вообще достигает...) лишь к возрасту, когда от нагрузки умножения потомства природой освобождается. Недаром русское теплое и уютное "Бабушка" во многих других языках обозначается величественным и строгим "Гранд-Мазэ", "Гран-Мэр", "Гросс-Мутер" – "Большая Мама", "Великая Мать" (дедушка – соответственно).
Милые Бабушки, слышите меня? А вы, Дамы зрелые, полные жизни, но уже или еще не уверенные, что востребованы?.. Вы, Женщины в цвету? А вы, Девушки, а вы, Девочки, пока что не ведающие и представить себе не могущие, с какой скоростью к вам приближается чудесный, счастливый, если его правильно принимать, возраст Бабушек?
Знай, помни, Дочь Человеческая: нет возраста и нет состояния, когда ты не нужна. Всегда ты нужна, даже больная, беспомощная, потерявшаяся и, казалось бы, всем обделенная. Нужна всем, хотя эти все могут об этом не знать-не догадываться или забыть – неважно – напомнишь!..
Мужчине ты нужна, чтобы он мог быть Мужчиной, женщине – чтобы Женщиной, Ребенку – чтобы не чувствовал себя сиротой, зверю – чтобы не погиб и не мучился, цветку – чтобы не вял... Ты только сама покрепче уверуй в свою нужность, в незаменимость, в великий свой смысл и непобедимую человеческую красоту – и так будет.
Потому что так есть.
Отсюда
Владимир Леви, врач-психотерапевт, психолог, писатель
URL записиВ первый же день моего первого приезда в США приятель из наших эмигрантов предупредил: «В общественном транспорте не уступай место женщинам. Рискуешь попасть под суд или получить по морде, до нокаута включительно».
– «Это как? За что?»
– «За сексизм».
– «Уот из дыс?»
– «Отношение к полам как к неравным. Половая дискриминация».
– «Не понимаю. Уступить место – это дискриминация?» – «А как же. Вставая и предлагая женщине сесть на твое место, ты ей даешь знак, что она не равна тебе, что слабее, что достойна снисхождения, жалости, а где жалость, где снисхождение, там и презрение. Ты сообщаешь даме, что она приравнивается к людям с ограниченными возможностями, к инвалидам, а стало быть, недостойна занимать общественные позиции, требующие силы, выносливости, мужества...»
читать дальше
– «Постой, но это же бред...»
– «Для тебя бред, а здесь аксиома. Серьезно предупреждаю: не вздумай уступать место американке, даже пожилой и тем более. Упаси боже подать пальто – можешь по хавальнику схлопотать. И еще: не смотри на женщин дольше трех секунд».
– «Почему так мало? А если красивая?»
– «Тем более, лучше вообще не смотри».
– «Нет, серьезно».
– «Ну, я немножко преувеличил, верней, преуменьшил, зная тебя, для профилактики. На самом деле, точное время, дольше которого неотрывный взгляд на женщину считается sexual harassment или sexual assault, равно тридцати секундам. После тридцати секунд можно подавать в суд».
– «А кто это время определяет?»
– «Сама женщина». – «Они что здесь – как посмотришь на них, тут же секундомеры включают»?
– «Моментально. С видеозаписью».
– «Да ладно врать».
– «Проверь, если не веришь».
Проверять я не стал, а что такое сексизм, худо-бедно понял. Прежде и более всего это борьба с сексизмом. И само это слово, из которого так и прет агрессивная гиперкомпенсация комплекса неполноценности.
Вернемся к сексизму, сиречь половщине. Равные права для людей обоих полов? – да, да и да. Но, извините, обязанности, природные половые обязанности никак равными быть не могут. Чтобы жизнь продолжалась, один обязан оплодотворять, другая – вынашивать и рожать. Один естеством предназначен добывать пропитание, другая – выкармливать и выхаживать детей. Один строением тела и психики естественно обязан обеспечивать безопасность, защищать, воевать, другая имеет на это право, но не обязана. Один врожденно обязан быть сильным, другая – сильной право имеет быть, но не обязана...
Естественные обязанности соответствуют природным возможностям и невозможностям, изначальным природным ролям, хромосомам – если глядеть в самый корень. То, без чего нельзя, conditio sine qua non. То, что можешь только ты (оплодотворять или рожать, кормить грудью или защищать родину) – либо то, что ты можешь делать лучше, надежнее, качественнее, чем существо другого пола (охотиться или собирать ягоды, рубить дрова или вышивать)...
От природы не денемся никуда, даже и смяв ее, даже и поменяв. Другое дело, что говоря про гендерные обязанности на социальном и психологическом уровне, требуется добавлять прилагательное: добровольные. То есть – свободно принимаемые. Или – не принимаемые. Нельзя никого заставить мужчиной быть или женщиной. Даже и при наличии соответственных хромосом, первичных, вторичных и прочих половых признаков – никого нельзя обязать соответствовать социальным стереотипам – шаблонам гендерных ролей. Не обязан никто – не обязан! – при всей изначальной родовой обязаловке – не обязан, свободным будучи человеком, ни оплодотворять, ни рожать, ни воевать, ни выкармливать, ни обеспечивать. Природа нам не указ. А вернее: хотим – указ, не хотим – не указ.
Во врачебно-психологической практике наблюдаем поток разнообразных страданий с одной общей причиной – гендерной неадекватностью. Человек страдает из-за тех или иных несоответствий чьим-то и/или своим представлениям о том, каким он (она) должен (должна) быть в качестве мальчика или девочки, парня или девушки, мужчины или женщины. Из-за несовпадения с поло-ролевыми ожиданиями, чужими и/или своими. Не только стандартно-нестандартные ориентации, далеко не только. Могучий молодой парень, изнывая от спермотоксикоза, остается девственником до 25 лет и дальше лишь потому, что еще не достиг уровня заработка, при котором считает не стыдным знакомиться с девушками. Красивая девушка 30 лет все еще девушка потому, что боится мужчин, боится, потому что не знает их, не знает, потому что боится, а кроме прочего, придает чрезмерное значение тому, что у нее родинка не на том месте...
Уйма противоречий между разными сторонами и уровнями одной гендерности. Женщина хочет жить с мужчиной, но не хочет детей. Женщина хочет детей, но не хочет иметь дело с мужчинами. Мужчина – зеркально... Одна женщина хочет только властвовать над мужчиной, другая – только подчиняться ему, третья – и того, и другого, в неразберихе, четвертая – ни того, ни другого, хочет искренности и согласия, а муж хочет только согласия и других женщин...
Все мы тройственны, все – люди природные, люди социальные и люди свободные, каждый в своей пропорции, каждый по-своему. Нас программирует наследственность, нас программирует среда-воспитание-обучение-общество-опыт пережитого, и мы программируем себя сами. Доля самопрограммирования в нас – степень нашей свободы. Нравственная граница моей свободы – твоя свобода; граница твоей – моя.
Отсюда
Женщин я, наверное, знаю немножко. Немножко их понимаю – все-таки врач, психотерапевт, опыт есть, да и всяких жизненных встреч, личных общений и наблюдений скопилось сколько уже... Но знаю и понимаю только немножко, то есть не много, а мало, употребляю слово в серьезном прямом значении. Кому же хватит жизни одной – объять женское многообразие? (О мужском нынче не говорим, но аналогично.) Будь ты семижды академиком женоведения, досконально изучи миллион женщин, ну десять миллионов, это уже для реальной науки цифра фантастическая, – все равно десятимиллионнопервая особа одним мизинчиком все твои выкладки опрокинет.
Изучать человека по-настоящему, с получением достоверных знаний, пригодных для прогнозирования и помощи, можно лишь многомерно: и врачебно, и научно, и эстетически, и любовно, и бытово – живя вместе, общаясь всячески, всесторонне. Недаром в Библии телесная близость обозначается словом "познать"... С этой точки зрения одним из крупнейших в мире знатоков женщин следует признать царя Соломона: семьсот жен, триста наложниц – выборка солидная, вполне тянет на докторскую монографию. Но многомудрый правитель, оставивший нам бессмертные строки общежизненных откровений, о своем личном опыте женоведения скромно умолчал, если не считать одного случая, самого счастливого, запечатленного в "Песне песней". А по части духовной переизбыток жен, со всего света понавезенных, его, как известно, до добра не довел, положил начало распаду процветающего государства...
Какое же единое слово, какое сборное пожелание, какое, высокий слог осмелившись употребить, заповедание можно обратить в день всеженского торжества к Женщине Совокупной – Женщине во всех ее мыслимых и немыслимых обликах, типажах, возрастах, развитиях, характерах, ролях, ипостасях?.. Можно ли ее, такую всевозможную, всякую и любую, хотя бы условно представить себе?..
За жизнь, мне доныне отпущенную, успел узнать несколько богинь (ну почти), одна из них меня родила. Не много, но и не мало прекрасно-земных, не отмеченных небесным перстом, но обворожительных и женски, и человечески, умных, тонких и артистичных, житейски талантливых. Армию скромно-достойных, тихо несущих поклажу своей судьбы, с упованиями, спрятанными на самое дно души, с очарованием, замурованным во внешнюю неприметность, с красотой, различимой лишь глазом, вооруженным любовью, которую ищут или не ищут, ждут или не ждут... Примерно такое же по численности воинство рокоборческое – дивизионы неудовлетворенных, рвущихся в бой за место под солнцем, за мужиков, за то, чтобы дети были какими надо...
Энное среди них количество хищниц, когтисто-зубастых калькуляторш-охмуряторш-манипуляторш... Столько-то самок, более животных, чем человеческих, с уклонами то в необузданную похотливость, то в дикую злобность, притом иной раз под самой благопристойной наружностью... Легионы больных и душевно израненных, покорёженных... Встречались и штучные, ни на что не похожей выделки существа, причудливые и таинственные, без какой-либо заботы о востребованности, совершенно внерыночные, для которых пол – всего лишь налог на движимость, плата за право жить в своем теле; из них кое-кто с дарами нездешними, но самыми нужными...
Что им сказать – всем одно?..
Сказал бы в библейском духе: да излучится на вас благодать, да возгорится огонь любви, любите и да любимы будете.
Пожелание искреннее и – знаю – на верхнем уровне совершенно реалистичное. Но выполнимое ли усилиями человеческими?.. Для всех ли?..
Одни полюбить мечтают – не получается. Другим – только бы разлюбить, чтобы не разорвалась душа. Премногие о любимости грезят, а заполучив, своими же ручками ее душат, любимость свою, а иные, любимостью же и задушенные, не знают, куда бежать...
Есть ли связь между любовью, которая изнутри тебя на кого-то вовне обращается, и любовью извне, обращаемой на тебя? Если любишь сама (сам) – повышает ли это вероятность, что и тебя будут любить? Если любят тебя – и ты скорее полюбишь?.. Отнюдь. Чаще наоборот. Поезда любви прямиком, по расписанию, туда и обратно не ходят. Разве только особо повезет если – и без гарантии...
Ничего нет в любви гарантированного, ничего логичного, ничего управляемого – нет и не будет – и вот поэтому я бы только о любви с женщинами говорил в так называемый женский день и во все остальные, они тоже все женские.
Личное, не для всех слово к дочке бы обратил. К жене. К маме, которая уже там... К бабушке одной, к бабушке другой, которые там давно... К тутошним внучкам. К правнучкам, которые еще не здесь... К женщинам-друзьям и подругам, которые кто здесь, а кто там уже... К пациенткам, которых успел узнать, таким разным. К некоторым очень разным читательницам...
Каждой сказал бы свое, только для нее. Суть совпала бы, а способы выражения различались – слова, музыка, краски, рисунки, молчание – для каждой свои ...
Набросок о женской троице
Мужскую божественную троицу все, так или эдак причастные к христианской цивилизации, знают: Отец, Сын, Дух Святой. А где троица женская?.. Не замахиваюсь на параллелизм, но без женщин, друзья мои, ни на земле, ни на небе не обойтись, и замалчивать женское триединство негоже, оно дано нам природой. (А верующий добавит: Творцом природы, Высшим Вселенским Разумом.)
Три есть великие женские ипостаси, они же бытности, они же прообразы-архетипы, они же стадии телесно-душевного развития. Порядок их следования друг за дружкой будет у нас иным, нежели в троице мужской.
Первая ипостась – Женщина-Дочь.
Вторая – Женщина- Женщина, включающая в себя две под-ипостаси: Сестра и Жена.
Третья – Женщина-Мать.
Ипостась Женщина-Дочь. В детстве – девочка. В приближении к взрослости, к зрелости – девица, девушка, дева.
Ипостась-бытность эта являет женщину в ее изначальном отношении к старшим поколениям, к предкам, к родовому истоку. Всякая женщина есть прежде всего дочь и ею навсегда остается. Ветхозаветный Бог называет иной раз дочерью, "дщерью" даже и город какой-нибудь, и целый народ – причем почему-то (догадываюсь, почему...) тогда в основном, когда шибко на него гневается. А Бог Евангельский в лице Иисуса Христа называет себя самого Сыном, притом, обратим особое внимание – Сыном Человеческим, не раз и не два.
Дочерняя бытность-ипостась, Дочь – единственно постоянная и неизбывная женская присущность, как и мужская сыновняя. Можно не стать женой или любовницей, не стать матерью, но нельзя не стать или перестать быть дочерью. Дочь – начало всех женских начал, женская всевозможность. И может быть, именно к ней, к Дочери Человеческой, к чистой странице рода, и надлежало бы обратить Слово Единое, Заповедание?..
Идеальная, совершенная ипостась Дочери-Девы, наподобие рабочей пчелы или воина-муравья, освобождается от размножения, отделяется от продолжения рода. Совершенная Дева призвана служить не увеличению количества людей на земле, а улучшению качества. Идеализированные Девы в человечестве – одухотвореннейшие, разумнейшие, святейшие существа: богиня разума, мудрости и науки Афина Паллада у эллинов, жрицы-весталки у древних римлян, Пречистая Дева Мария в Евангелии, французская святая Орлеанская Дева Жанна д'Арк...
В реальной же земной жизни наличествуют так называемые старые девы, которым мало кто завидует, которых жалеют, иногда побаиваются, иногда презирают... И, между прочим, напрасно: если только сами девы от завистей и страхов свободны – так тоже случается – если не обделены интеллектом и не бедны духом, – становятся открытыми для наслаждений тончайших, для счастья высшего. А от скольких опасностей, скольких горестей, травм и ран освобождаются своей девственностью!.. Дурной термин – "старая", я бы заменил его. Взрослая?.. Нет, лучше вечная.
Друзья, хотите ли проходить постоянный тренинг человечности без ущерба для здоровья? Вот мой метод: сквозь-возрастная стереоскопия. В каждой старухе или пожилой тете старайтесь разглядеть маленькую девочку, какою она была и какой в скрытой глубине всегда остается. И девушку, юную деву в ней тоже рассмотрите попристальней, и зрелую цветущую женщину... Нет, не только вспоминать и осознавать, что вот да, была и она свежей и молодой когда-то, была отроковицей-бутончиком, была маленькой, была и совсем крошкой, младенчиком, – мало этого! – Усиливайтесь представлять каждый ее возраст конкретно-образно, объемно-детально – на основании признаков теперешней наружности и поведения. Вжиться и воспринять, узреть и воспроизвести...
Обратное в отношении девочек, девушек: вглядываясь, прорисовывайте для себя их грядущие черты в возрастах более поздних. Иногда и сами собой нет-нет да проглянут эти имеющие быть облики... Грустно? – понимаю... Но отчего же, это всего лишь жизнь в текучем своем полновременье, в смене декораций... Будет ли человек в позднем возрасте менее привлекательным, чем в молодом, в каждом случае – открытый вопрос: у некоторых и наоборот получается, зависит это на 51 процент от самого человека – контрольный пакет акций у нас. (Все сказанное, понятно, относится и к мужчинам.)
Вторая великая женская ипостась – Женщина-Женщина или просто Женщина (в Евангелии устами Христа звательно: жено).
Женское существо в отношении к существу противоположного пола, к Мужчине.
Кроме Дочери, кроме Матери, женщина, родная мужчине, может ему еще быть либо Сестрой, либо Женой.
Если Женщина-Дочь, дочеринство (или правильнее – дочернесть? – грамотей-компьютер не соглашается ни с тем, ни с другим, подчеркивает красным, слов этих не признает) – есть отношение "по вертикали", то Жена или Сестра – отношение "по горизонтали".
Под-ипостась Сестра по родовой горизонтали внесексуальна: для Брата Сестра как носительница пола – табу, красный свет – запрет на инцест. Во всем человечестве запрет этот, исходящий из властного требования природы, препятствующей вырождению – непреложен, исключения из правила влекут за собой тяжкие генетические последствия. Сестра для Брата по родовой заповеди – всегдашняя неприкосновенная Дева, братско-сестринской любви дозволено быть только любовью душевной, духовной, внеплотской, и это прекрасно.
Как душа греется, когда видишь у брата с сестрой такую любовь, как омывается светом... Как мечталось и тосковалось мне в детстве о сестренке родной – чтобы рядом была, чтобы хихикала и капризничала, подначивала и утешала, чтобы можно было ее защищать и забавить, иногда и повздорить, разделять с ней игры и выдумки, обмениваться секретами, вместе горевать и смеяться, мечтать и думать... У меня сестры были только двоюродные, очень хорошие, но жил я от них отдельно. С одной, Таней, была краткая дружба, трагически оборвавшаяся...
Очень важно, друзья, уметь привносить братско-сестринскую доверительность, братско-сестринское целомудренное тепло в другой вид "горизонтальных" женско-мужских отношений, где задействован пол как таковой, сексуальность. Да, привносить братство-сестринство с обеих сторон и в отношения супругов или любовников, и не бояться подмены страстной любви теплохладной дружбой. Не произойдет этой подмены или охлаждения чувств, уверяю вас, – будет лишь их возвышение и всесторонняя полнота, именно если не бояться себя и друг друга, если стремиться понимать и смотреть дальше, глубже и выше...
Под-ипостась Жена природой раздваивается на Любовницу, или, грубее говоря, женщину-для постели, и собственно Жену. Последняя являет собой уже переход в ипостась третью – Женщину-Мать. Любовница же – "полу-жена", переходная ступень к Жене, с ее совмещением ролей и Любовницы, и Матери, наложницы и хозяйки.
Не разделив ложе с мужчиной, не побывав, то есть, Любовницей хотя бы минимально, войти в ипостась Жены-Матери биологически невозможно, это понятно. Заметим, однако: психологический уровень этой непреложности не соответствует или соответствует не всегда. Психологически готовыми матерями оказываются иной раз и девчонки, а женщины иные, и не однажды родив, в материнство, что называется, не въезжают.
Разные случаи последнего рода мне волею профессии приходится наблюдать нередко. Истоки одних – в дальних детских переживаниях, в душевных искривлениях, причиненных дисгармоничными отношениями с собственными родителями, в недолюбленности-недоласканности или наоборот, в перекормленности неразумной любовью. Другие коренятся в каких-то типажных особенностях, в акцентированных зависимостях, в инфантилизме, в подавлении женских природных начал ложными ценностями – деньги, карьера, тщеславие, бизнесвуманство...
Не расположены к материнству женщины, у которых биопсихическое начало Любовницы гипертрофировано, природные "Афродиты" – в крови у них повышено содержание гормонов, ответственных за половое влечение и сексуальную привлекательность, а гормонов, ответственных за материнскую функцию, относительно маловато. Назовем явление общенародным именем: женщина в любовничьей ипостаси, со слабо выраженным или вовсе отсутствующим материнским началом, развивается в слишком хорошо известный всему миру типаж, название которого в русском языке начинается с буквы "б". Такие рискуют остановиться в своем психоэротическом развитии на промежуточном полустанке: и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят лет, и в семьдесят и так далее желают играть только на одной из струн женского многострунного предназначения – быть Любовницами и только. Сначала особь такая смотрится мило, весело, зажигательно, искусительно, потом смешновато, потом жалко...
Третья ипостась – Женщина-Мать.
Это тоже отношение "вертикальное", но уже, в отличие от ипостаси дочерней, не "снизу вверх", а "сверху вниз".
Мать вынашивает-рожает, Мать кормит-моет, Мать печется-заботится, Мать натаскивает-воспитывает, Мать любит-прощает. Вот все, вроде бы, что от нее требуется, что вменено природой. Чего сама Мать природным инстинктом, глубинным стремлением своего существа желает и жаждет. Пяти пальцев хватает перечислить.
Но еще не все это. "Любит и зверь свое дитя"... Мать Человеческая обременена еще одной, самой трудной надобностью: ПОНИМАТЬ.
Знать и понимать. А стало быть, и предвидеть, отчасти хотя бы. И если не руководить событиями жизни своего чада, то в меру разумения предвосхищать их – быть хоть с энной степенью приблизительности готовой к судьбе и готовить к ней словом и действием, трудом и молитвой...
Поди-ка такую маму найди, а?.. Наглядевшись на мамаш нынешних в немалом числе...
И все же скажу уверенно: есть они, есть и такие Мамы – высокоразвитые, растущие пониманием и счастливые материнством. Есть даже совсем молодые такие – хотя опыт, конечно же, дает многое, и материнской духовной полноты, родового совершенства Женщина Мать достигает обычно (если вообще достигает...) лишь к возрасту, когда от нагрузки умножения потомства природой освобождается. Недаром русское теплое и уютное "Бабушка" во многих других языках обозначается величественным и строгим "Гранд-Мазэ", "Гран-Мэр", "Гросс-Мутер" – "Большая Мама", "Великая Мать" (дедушка – соответственно).
Милые Бабушки, слышите меня? А вы, Дамы зрелые, полные жизни, но уже или еще не уверенные, что востребованы?.. Вы, Женщины в цвету? А вы, Девушки, а вы, Девочки, пока что не ведающие и представить себе не могущие, с какой скоростью к вам приближается чудесный, счастливый, если его правильно принимать, возраст Бабушек?
Знай, помни, Дочь Человеческая: нет возраста и нет состояния, когда ты не нужна. Всегда ты нужна, даже больная, беспомощная, потерявшаяся и, казалось бы, всем обделенная. Нужна всем, хотя эти все могут об этом не знать-не догадываться или забыть – неважно – напомнишь!..
Мужчине ты нужна, чтобы он мог быть Мужчиной, женщине – чтобы Женщиной, Ребенку – чтобы не чувствовал себя сиротой, зверю – чтобы не погиб и не мучился, цветку – чтобы не вял... Ты только сама покрепче уверуй в свою нужность, в незаменимость, в великий свой смысл и непобедимую человеческую красоту – и так будет.
Потому что так есть.
Отсюда
Владимир Леви, врач-психотерапевт, психолог, писатель
Ну, почему, он про Дев тоже пишет хорошо
А потом...
Сексизм- это их проблема)
Мы читаем,изучаем, берем то, что нам надо)
Да, но с этим можно бороться только в самом себе
Остальное -терпеть или игнорировать
может,я неправа, но других идей пока нет